РЕШЕНИЕ
г. Кувандык 21.01.2011 г.
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.М. при секретаре Гражданкиной М.М., с участием прокурора А.А. Удотовой, представителей ответчиков Зюмалина Я.М., Сайфуллина Р.З., Ян В.С, Сечнева В.Н., Булгаковой И.В., Буряшкина С.В. рассмотрев гражданское дело по иску Кувандыкского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрациям МО Саринский сельский совет, МО Оноприеновский сельский совет, МО Новопокровский сельский совет о признании незаконным бездействия в постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений возложении обязанности о поставке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Установил:
Кувандыкский межрайпрокурор обратился к администрациям МО Саринский сельский совет, МО Оноприеновский сельский совет, МО Новопокровский сельский совет с иском о признании незаконным бездействия в постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений ( плотин прудов) и возложении на них обязанности о поставке на учет данных бесхозяйных гидротехнических сооружений. В обоснование иска указал, что на территории МО Саринский сельский совет расположен пруд на р. Безымянная в южной части Кувандыкского района в 12 км южнее п. Сара. На землях МО Оноприеновский сельсовет расположен природный водный объект – пруд. Месторасположение – на истоке реки Губерля в 5 км на северо-восток от с. Оноприеновка в части кадастрового квартала 56:15:1221001. На землях МО Новопокровский сельский совет расположен природный водный объект – пруд на балке р. Аптула в 5 км севернее с. Новопокровка в части кадастрового квартала 56:15:0712005 (бассейн р. Губерля) и пруд на р. Шарипка в 5 км восточнее пос. Подлесное Кувандыкского района. В настоящее время пруды ни за кем не закреплены. Вследствие отсутствия контроля за их состоянием представляют потенциальную угрозу для людей и имущества. Просит суд признать незаконным бездействие администраций МО по постановке на учет бесхозяйного имущества – гидротехнических сооружений, прудов, находящихся на их территории Муниципального образования и возложить обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений.
В судебном заседании пом.прокурора Удотова А.А. исковое заявление полностью поддержала,
Представитель МО Саринского сельского совета Сечнев В.Н. с исковыми требованиями согласен, возражений не имеет.
Представитель ответчика МО Новопокровского сельского совета Булгакова И.В. с исковыми требованиями согласна, возражений не имеет.
Представитель ответчика МО Оноприеновский сельский совет Давыдов В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представил письменное заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие. Суд считает, что неявка является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела судом по существу.
Суд, выслушав мнение прокурора, представителей ответчиков, приходит к следующему:
В соответствии с п. 2 ст. 8 Водного Кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ №73-ФЗ от 03.06.2006 г. «О введении в действие Водного Кодекса РФ», земельные участка, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположен пруд, обводненный карьер, являются собственность поселений, городских округов.
Из материалов дела следует, что все пруды находятся на территории сельских поселений, входящих в соответствующие муниципальные образования на территории МО Кувандыкский район. В силу чего водные объекты, расположенные на территории сельских поселений являются собственностью этих муниципальных образований. В настоящее время пруды ни за кем не закреплены. Используются населением для различных нужд.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации №490 от 23.05.1998г. « О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» (далее Порядок формирования регистра) гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации на дату вступления в силу Ф.З « О безопасности гидротехнических сооружений», вносятся в Российский регистр ГТС в безусловном порядке.
В соответствии со ст.14 Административного регламента исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений (далее Регламент), утвержденного Приказом Минприроды России и Минтранса РФ от 27 апреля 2009г. N117/66 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на момент вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации с приложением необходимых информационных данных о гидротехнических сооружениях.
Вследствие положений ст. 210 ГК РФ, Порядка формирования регистра, Регламента сельские муниципальные образования МО Саринский сельский совет, МО Оноприеновский сельский совет, МО Новопокровский сельский совет, обязаны нести ответственность за безопасное состояние находящихся в их собственности гидротехнических сооружений (плотин).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
К компетенции администрации сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с положениями части 1 ст. 25 ГК РФ гидротехнические сооружения – пруды, расположенные на территории МО сельских советов должны быть признаны бесхозяйной вещью, поскольку его собственник не известен.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Указанные требования законодательства ответчиками не исполняются.
Бездействие администраций МО Саринский, Новопокровский, Оноприеновский сельские советы, выразившееся в неисполнении требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ – подаче заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – ГТС в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество не обеспечивает защиту жизни, здоровья и законных интересов жителей сельских поселений.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил;
Признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Саринского, Новопокровского и Оноприеновского сельских советов Кувандыкского района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории этих муниципальных образований.
1. Возложить на администрацию муниципального образования Саринский сельский совет Кувандыкского района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений:
пруд на р. Безымянная в южной части Кувандыкского района, в 12 км южнее п. Сара,
2. Возложить на администрацию муниципального образования Новопокровский сельский совет Кувандыкского района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений:
пруд на р. Шарипка в 5 км восточнее пос. Подлесное Кувандыкского района;
пруд на балке р. Аптула в 5 км. севернее с.Новопокровка;
3. Возложить на администрацию муниципального образования Оноприеновский сельский совет Кувандыкского района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений:
пруд на истоке реки Губерля в 5 км. северо-восточнее с.Оноприеновка.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.М. Новикова