Решение от 17.11.10г о предоставлении жилого помещения сироте.



2-1099 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 год город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.

при секретаре Ким И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Рыбакова А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения сироте,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов Рыбакова А.А. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для Рыбакова А.А. за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Рыбаковым договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

В обоснование иска указано, что мать истца - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец <данные изъяты>. На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков А.А. был направлен в Государственное образовательное учреждение <адрес> для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>», при этом за ним закреплено жилое помещение по адресу <адрес>1, где он зарегистрирован до настоящего времени, однако в 2005 году указанное жилое помещение было признано аварийным и не пригодным для проживания, в связи с чем, был включен в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время достиг совершеннолетнего возраста, окончил образовательное учреждение, однако до настоящего времени Министерство строительства и архитектуры <адрес> не выделило бюджетные средства, а Администрация Кушвинского городского округа не приняла мер по обеспечению жильем сироты. Рыбаков А.А. вынужден проживать у друга.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Рыбаков А.А. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в настоящее время ему исполнилось 19 лет. В текущем году окончил образовательное учреждение. Жилое помещение, которое ранее было закреплено за ним, непригодно для проживания, денежных средств на его приобретение не имеет, проживает в <адрес> у друга в общежитии.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что Рыбаков А.А. являясь сиротой, на основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был определен в учреждение государственного воспитания «<данные изъяты>». За ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>1. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепленное за ним жилое помещение было признано непригодным для проживания, Рыбаков А.А. был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22.09.2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина - 33 кв.м., на семью из двух человек - 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. В 2008 году государственный заказ на строительство жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был размещен на 12 территориях Свердловской области, однако в г. Кушве он не размещался. В 2009 году Кушвинский городской округ также не принимал участия в аукционе на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета». Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, в силу указанного Постановления является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за сет средств областного бюджета жилое помещение для Рыбакова, отвечающее установленным требованиям, Администрация Кушвинского городского округа заключит с ним договор социального найма приобретенного жилого помещения.

Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес>, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. В своем отзыве указала, что с исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей - сирот выделено 319 370 рублей, а также 30 024 рублей из федерального бюджета. На сегодняшний день Постановлением Правительства Свердловской области № 646- ПП от 20.04.2010 года, утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому средства областного бюджета направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей, нуждающихся в предоставлении жилья формируются органами местного самоуправления муниципальных образований и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием площадей. После чего органы местного самоуправления должны в течение 15 рабочих дней предоставить в фонд предложения по распределению жилых помещений нуждающимся детям с предварительным согласованием с органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Полагает, что обеспечение жильем Рыбакова А.А., при условии постановки на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, в иске просит отказать.

Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что Рыбаков является лицом из числа детей - сирот. В связи с утратой родительского попечения находился в государственном образовательном учреждении. Жилье, которое было за ним закреплено, не пригодно для проживания, поэтому в соответствии с требованиями действующего законодательства он включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен, его права, как сироты, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения не менее 33 кв.м., нарушены.

ФИО4 приходившаяся матерью Рыбакова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6), умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Сведения об отце - ФИО7 были записаны по указанию матери (л.д. 8), местонахождение его не известно, в связи с чем, постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) Рыбаков А.А. был определен в учреждение государственного воспитания на полное государственное обеспечение. За последним было закреплено жилое помещение по Аресу <адрес>1.

Постановлением главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4) с учетом того, что закрепленное за Рыбаковым А.А. жилое помещение не пригодно для проживания ввиду аварийности и износа на 70 % на основании реестра аварийных жилых строений Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ2 года, последний включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

Суд, выслушав прокурора, истца, представителя Администрации Кушвинского городского округа, третье лицо на стороне истца, учитывая мнение представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес>, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом закон не связывает предоставление жилого помещения для данной категории граждан с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Судом установлено и не оспорено, что Рыбаков А.А. имеет статус - сирота и соответственно обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент он достиг совершеннолетнего возраста, закончил обучение в образовательном учреждении, проживает у друга в общежитии в <адрес>, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой) попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее Порядок) определен порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п. 3 указанного Порядка уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 319370 тыс. рублей в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей - сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

На основании изложенного, суд находит заявлены исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Кушвы в интересах Рыбакова А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения сироте - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не ниже установленных социальных норм для Рыбакова А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа <адрес> заключить с Рыбаковым А.А. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Председательствующий: Ю.П. Кручинин