Решение от 29.11.10г о предоставлении жилого помещения сироте.



Решение в окончательной форме (мотивированное) изготовлено - 30 ноября 2010 года

2-1108

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Романовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Козициной М.А.,

при секретаре Ситер Е.Д.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Соловьевой М.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения сироте,

У С Т А Н О В И Л:

Соловьева М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Родители Соловьевой М.А. умерли.

Прокурор города Кушва обратился в Кушвинский городской суд с иском в защиту интересов Соловьевой М.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении Соловьевой М.А. как сироте жилого помещения, не менее 33 кв. метров.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ у Соловьевой умер отец, ДД.ММ.ГГГГ - умерла мать. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьева М.А. была определена в ГОУ СО «<данные изъяты>» и за ней закреплено жилье, находящееся в городе Кушва, <адрес>. Поскольку впоследствии дом, где за Соловьевой закреплено жилье, признан непригодным для проживания, постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьева включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

В настоящее время Соловьева продолжает быть зарегистрированной по прежнему адресу, а проживает в арендуемой квартире по адресу: <адрес>

Соловьева М.А. обладает правом на предоставление жилья вне очереди. Поскольку на Министерство строительства и архитектуры <адрес> возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство строительства и архитектуры <адрес> нарушило действующее законодательство, не выделив бюджетных средств на обеспечение жильем Соловьеву М.А., а администрация Кушвинского городского округа не приняла мер по обеспечению ее жильем.

Соловьева М.А., не имея благоустроенного жилья, проживая в арендуемой квартире, не имеет возможности защитить свои права, не может получить благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим требованиям, где могла бы проживать.

В судебном заседании помощник прокурора города Кушвы Козицина М.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Соловьева М.А. изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, пояснила, что не имеет собственного жилья, вынуждена подыскивать временное жилье, снимает квартиру, оплата за месяц составляет три с половиной тысячи рублей, что для нее проблемно.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание явился, свою позицию отразил в представленном заявлении не возражая, что является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей - сирот жилыми помещениями, не признав исковые требования по существу (л.д.21-22).

Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа - ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, пояснила, что действительно Соловьева М.А. относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При определении Соловьевой в детский дом за ней было закреплено жилое помещение, которое в дальнейшем было признано непригодным для проживания, в связи с чем, постановлением главы городского округа Соловьева была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное жилье. Для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится на основании Порядка, ежегодно утверждаемого Правительством Свердловской области. Министерство общего среднего профессионального образования Свердловской области, выполняя функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывает проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключает государственные контракты на строительство жилья. В 2008 и 2009 году государственный заказ на строительство жилья в городе Кушве не размещался. Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ возложены на Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения в 2010 году утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Получателем средства областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее СОГУ «ФПИЖС», фонд).

Органами местного самоуправления формируются списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для распределения детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Такие предложения предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение. После проведения всех указанных процедур органы местного самоуправления Кушвинского городского округа предоставляют жилые помещения по договорам социального найма, то есть органы местного самоуправления не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот ТОИОГВ Управления социальной защиты населения г. Кушва ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив суду, что в настоящее время Соловьева в связи с достижением совершеннолетия является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее на основании постановления Главы администрации Кушвинского городского округа Соловьева в связи со смертью матери и отца была определена в детский дом и включена в список на внеочередное получение жилья. Соловьева М.А. в настоящий момент находится в трудном положении: по достижении 18 лет ей не предоставили благоустроенного жилого помещения, самостоятельных средств для приобретения такового у нее нет. В настоящее время она проживает в арендованной квартире, за которую платит по три с половиной тысячи рублей, что для нее обременительно, и соответственно считает необходимым удовлетворить заявленные требования.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, учитывая мнение лица, в интересах которого прокурор вышел в суд с иском, мнение представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Судом установлено и ответчиком не оспаривался тот факт, что Соловьева М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей-сирот и соответственно обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В свидетельстве о смерти от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). В свидетельстве о смерти от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Соловьева М.А. определена в детский дом и за ней закреплена жилая площадь в <адрес> (л.д.7).

Право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма у Соловьевой возникло с ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда она достигла совершеннолетия и была исключена из списочного состава Кушвинского детского дома.

Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьева М.А. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д.7).

Не вызывает сомнения и тот факт, что на данный момент Соловьева М.А. не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Данный факт в судебном заседании подтвердили как сама Соловьева, так и прокурор <адрес> и представитель органа опеки и попечительства. В то же время Соловьева имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д.5), но данное жилое помещение в настоящее время признано непригодным для проживания.

В силу постановления <адрес> №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившего «Порядок обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», главным распорядителем средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем указанной категории лиц является Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, возложены с ДД.ММ.ГГГГ на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Однако последнее в нарушение норм действующего законодательства до настоящего времени не выделило средств на обеспечение Соловьевой жильем.

Суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора г. Кушвы о предоставлении Соловьевой М.А. благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами, установленными законодательством, так как Соловьева в настоящее время не имеет какого-либо жилого помещения, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения.

Требования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предполагают предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, что означает разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Соловьевой М.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения сироте удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушве Свердловской области не ниже установленных социальных норм (не ниже 33 кв. метров)для Соловьевой М.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Соловьевой М.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд с подачей жалоб через канцелярию Кушвинского городского суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Судья Кушвинского

городского суда Н.Н. Романова