2-1127 Мотивированное решение составлено 3 декабря 2010 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 год город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,
с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.
при секретаре Ким И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Соколовой М.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения сироте,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Соколовой М.В. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для неё за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Соколовой М.В. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
В обоснование иска указано, что мать Соколовой М.В. – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявительница была направлена в Государственное образовательное учреждение <адрес> «<данные изъяты>», при этом за ней было закреплено жилое помещение по адресу <адрес> где она зарегистрирована до настоящего времени. Постановлением Главы администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Соколова М.В. была включена в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как жилое помещение, в котором она зарегистрирована, признано непригодным для проживания. Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Соколова М.В. была исключена из списочного состава <данные изъяты>. В настоящее время проживает в арендуемой квартире по адресу <адрес>, поскольку закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, так как находится в аварийном состоянии. Обладая правом на предоставление жилья вне очереди, до настоящего времени жильем не обеспечена. Жилое помещение, которое необходимо предоставить Соколовой М.В. должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Соколова М.В. поддержала заявленные требования, суду пояснила, что в настоящее время жилое помещение, которое ранее было закреплено за ней, непригодно для проживания, денежных средств на приобретение собственного жилья она не имеет, проживает в арендуемой квартире.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что Соколова М.В. являясь сиротой в связи со смертью родителей, на основании постановления Главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была определена на воспитание в учреждение государственного воспитания «<данные изъяты>». Учитывая, что жилое помещение, закрепленное при этом за Соколовой М.В. по адресу <адрес>-8было признано непригодным для проживания на основании постановления Главы администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Соколова М.В. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета <адрес> как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением <адрес> №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования <адрес>. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. В 2008 году государственный заказ на строительство жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был размещен на 12 территориях <адрес>, однако в <адрес> он не размещался. В 2009 году Кушвинский городской округ также не принимал участия в аукционе на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей возложены на Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета». Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу указанного Постановления является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства <адрес> о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры <адрес>. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Соколовой М.В., отвечающее установленным требованиям, Администрация Кушвинского городского округа заключит с ней договор социального найма приобретенного жилого помещения.
Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес>, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что Соколова М.В. является лицом из числа детей - сирот. В связи с утратой родительского попечения находилась на воспитании в государственном образовательном учреждении. Жилье, которое было закреплено за ней, не пригодно для проживания, поэтому в соответствии с требованиями действующего законодательства она включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, тем самым её права, как сироты, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения площадью не менее 33 кв.м., нарушены.
Суд, выслушав доводы прокурора в защиту интересов Соколовой М.В., истца, представителя ответчика, третье лицо на стороне истца, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом закон не связывает предоставление жилого помещения для данной категории граждан с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Соколова М.В., после смерти родителей (л.д. 7 оборот, 9) имея статус сироты, находилась на воспитании в государственном образовательном учреждении «<данные изъяты>» (л.д. 6). Постановлением главы администрации Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Соколова М.В. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, поскольку закрепленное за ней жилое помещение, находящееся по адресу <адрес> было признано не пригодным для проживания, так как находится в аварийном состоянии (л.д. 6 оборот). Постановлением Главы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Соколова М.В. исключена из списочного состава <данные изъяты> (л.д. 4). До настоящего времени зарегистрирована по адресу <адрес> (л.д. 5). Недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности не имеет (л.д. 7). Решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Кушвинском городском округе определена на одного проживающего – 33 кв.м., на двух – 42 кв.м. и т.д.
Соколова М.В. имея статус сироты, приобрела право на внеочередное предоставление жилья. Достигнув совершеннолетнего возраста, была исключена из списочного состава Кушвинского детского дома, однако до сих пор не обеспечена необходимым жильем, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, в связи, с чем вынуждена проживать в арендуемом жилом помещении. Таким образом, право истицы на внеочередное предоставление жилого помещения нарушено.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой) попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее Порядок) определен порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Согласно п. 3 указанного Порядка уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, Министерство строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными <адрес> является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.
На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Кушвы в интересах Соколовой М.В. к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения сироте - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее 33 кв.м., для Соколовой М.В. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Обязать Администрацию Кушвинского городского округа <адрес> заключить с Соколовой М.В. договор социального найма на приобретенное для неё жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированном виде.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
Председательствующий: Ю.П. Кручинин