2-1125 Мотивированное решение составлено 3 декабря 2010 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 год город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,
с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.
при секретаре Ким И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Цветнова С.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Цветнова С.В. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Цветновым С.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
В обоснование иска указано, что решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Цветнов С.В. был отобран у матери ФИО1 отец находился в местах лишения свободы, в связи, с чем на основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Цветнов С.В. был передан на воспитание в Государственное образовательное учреждение <адрес> «<данные изъяты>», при этом за ним было закреплено жилое помещение по адресу <адрес> Однако адрес был указан ошибочно, фактически Цветнов был зарегистрирован и проживал по адресу <адрес> Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына Цветнова С.В. Постановлением Главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Цветнов С.В. был включен в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как жилое помещение, в котором он был зарегистрирован, признано непригодным для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он зарегистрирован в <данные изъяты> по адресу <адрес>, откуда выпустился в 2008 году. В настоящее время проживает в общежитии у друга по адресу <адрес> Обладая правом на предоставление жилья вне очереди, до настоящего времени жильем не обеспечен. Жилое помещение, которое необходимо предоставить Цветнову С.В. должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Цветнов С.В. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в настоящее время жилое помещение, которое ранее было закреплено за ним, непригодно для проживания, денежных средств на приобретение собственного жилья не имеет, проживает у друга в общежитии.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что Цветнов С.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей на основании постановления Главы Администрации Кушвинского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был определен в учреждение государственного воспитания «<данные изъяты>». На основании постановления Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Цветнов С.В. был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета <адрес> как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением <адрес> №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования <адрес>. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. В 2008 году государственный заказ на строительство жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был размещен на 12 территориях <адрес>, однако в <адрес> он не размещался. В 2009 году Кушвинский городской округ также не принимал участия в аукционе на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей возложены на Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета». Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу указанного Постановления является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства <адрес> о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры <адрес>. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Цветнова С.В., отвечающее установленным требованиям, Администрация Кушвинского городского округа заключит с ним договор социального найма приобретенного жилого помещения.
Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес>, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что Цветнов С.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с утратой родительского попечения находился на воспитании в государственном образовательном учреждении. Жилье, которое было за ним закреплено, не пригодно для проживания, поэтому в соответствии с требованиями действующего законодательства он включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен, его права, как сироты, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения площадью не менее 33 кв.м., нарушены.
Суд, выслушав доводы прокурора в защиту интересов Цветнова С.В., истца, представителя ответчика, третье лицо на стороне истца, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом закон не связывает предоставление жилого помещения для данной категории граждан с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Постановлением главы администрации Кушвинского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) Цветнов С.В. был определен в учреждение государственного воспитания. За ним было закреплено жилое помещение, которое впоследствии было признано не пригодным для проживания, в связи, с чем последний постановлением главы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Кушвинском городском округе определена на одного проживающего – 33 кв.м., на двух – 42 кв.м. и т.д.
Цветнов С.В., имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобрел право на внеочередное предоставление жилья. В 2008 году, достигнув совершеннолетнего возраста, выпустился из учреждения государственного воспитания, однако до сих пор не обеспечен необходимым жильем, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, в связи, с чем вынужден проживать у друга в общежитии. Таким образом, право истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения нарушено.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой) попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее Порядок) определен порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Согласно п. 3 указанного Порядка уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, Министерство строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными <адрес> является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.
На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Кушвы в интересах Цветнова С.В. к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее 33 кв.м., для Цветнова Сергея Викторовича с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Обязать Администрацию Кушвинского городского округа <адрес> заключить с Цветновым С.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированном виде.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
Председательствующий: Ю.П. Кручинин