Решение от 15.12.10г о признании неправомерным отказа в признании нуждающимся в жилом помещении.



Дело № 2-1152

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

судьи Новокрещиновой Т.А.

при секретаре Нечаевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тонкова И.О. к Администрации Кушвинского городского округа о признании неправомерным отказа в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Тонков И.О., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы от общего заболевания, обратился в суд с иском к Администрации Кушвинского городского округа (далее по тексту Администрация КГО) о признании неправомерным отказа в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о постановке на очередь на получение благоустроенного жилья. Ему было отказано по следующим основаниям: обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15,27 кв.м на человека, что выше учетной нормы; отсутствие централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания; не прошло пяти лет со дня продажи принадлежащей ему на праве собственности квартиры. Отказ считает неправомерным, ущемляющим его гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище. Администрацией КГО не учтено того обстоятельства, что он не является собственником либо членом семьи собственника жилого помещения. При продаже квартиры в <адрес> он не имел намерения на улучшение жилищных условий в России. Кроме того, причиной продажи жилья и переезда в Россию является смерть супруги, возраст, состояние здоровья и отсутствие в <адрес> каких-либо родственников. Положения п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении не определяют тех требований, на которые ссылается ответчик в своем отказе. Просит признать отказ Администрации КГО в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, неправомерным и обязать Администрацию Кушвинского городского округа включить его в очередь на улучшение жилищных условий.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил в силу возраста и состояния здоровья рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд с учетом мнения представителей истца и ответчика в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации КГО – ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявленных требований возражает. Суду пояснила, что Тонков И.О. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь на улучшение жилищных условий, поскольку зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 45,8 кв.м, обеспеченность общей площадью составляет 15,27 кв.м на одного человека при учетной норме на территории Кушвинского городского округа 15 кв.м на 1 человека. Дом, в котором зарегистрирован истец, не признан в установленном законом порядке непригодным для проживания. Ранее за Тонковым было зарегистрировано право собственности на квартиру в <адрес> Казахстан, которая отчуждена истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. А в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Выслушав объяснения сторон, свидетеля ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает право на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом основания признания гражданина (в том числе и ветерана ВОВ) нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены положениями части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из этих положений, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Тонков И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны и имеет право на установленные законодательством льготы и преимущества для лиц данной категории (л.д. 5). Также Тонков И.О. является инвалидом 1 группы от общего заболевания (л.д.6). Тонков И.О. зарегистрирован в доме сестры – ФИО3 – по адресу: <адрес>. Фактически в последнее время проживает в квартире племянника – ФИО1 по адресу: <адрес>.

В судебном заседании также установлено, что Тонков И.О. до января 2007 года являлся гражданином <адрес>, проживал в городе <адрес>, где имел на праве собственности двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> Данное право собственности было прекращено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. О сумме, вырученной от продажи данного жилья, а также возможности приобрести на эти деньги жилье в России, истец, его представитель и свидетель ФИО1 умалчивают (л.д. 10, 18).

В ходе изложения позиции истца его представителем ФИО1 и допроса свидетеля ФИО1 было установлено, что после отчуждения квартиры в <адрес> и переезда в <адрес> Тонков вселился в дом по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности его сестре ФИО3 При этом часть денег, вырученных от продажи своего собственного жилья, передал безвозмездно ФИО1 для приобретения данного дома, зарегистрирован в нем по настоящее время. Вселившись в установленном законом порядке и проживая в <адрес> с сестрой и ее мужем, Тонков ведет с ними общее хозяйство: дает деньги на продукты, иные предметы обихода, питается совместно. ФИО1 выполняет всю женскую работу по дому, в том числе по уходу за братом (приготовление пищи, стирка, уборка и т.д.). Как пояснила свидетель ФИО1 и не опровергал представитель истца ФИО1, в зимний период времени Тонков из-за отсутствия в доме некоторых элементов благоустройства проживает в квартире племянника (ФИО1). При этом уход за истцом осуществляет ФИО1, питаются истец с племянником, совместно расходуя денежные средства.

Факт принадлежности <адрес> в <адрес> сестре Тонкова – ФИО3 - подтверждается копией домовой книги на л.д. 19-21 и не оспаривается сторонами.

Согласно положениям жилищного законодательства (ст. 31 ЖК РФ), а также разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители. Членами семьи могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства (в том числе братья, сестры), если они вселены собственником в установленном порядке и ведут с ним совместное хозяйство.

Таким образом, Тонков, являющийся близким родственником собственника жилого помещения ФИО3, проживающий вместе с ней и ведущий совместное хозяйство, будет являться членом семьи данного собственника жилья.

Оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ как не имеющего жилья, в судебном заседании не установлено.

Разрешая вопрос о наличии оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с положениями п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, суд исходит из следующего.

Согласно ч.4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма жилого помещения для определения нуждаемости в предоставлении жилого помещения определена в 15 кв.м общей площади на одного человека (л.д.23).

Из исследованной в судебном заседании копии домовой книги видно, что семья собственника жилого помещения, членом которой является и истец, состоит из 3 человек и проживает в доме общей площадью 45,8 кв.м (л.д. 19-21). Следовательно, обеспеченность Тонкова жилой площадью в размере 15,27 кв.м действительно выше установленной учетной нормы.

Следующим основанием для постановки гражданина на учет как нуждающегося в жилой площади является непригодность имеющегося жилья для проживания (несоответствие жилья санитарно-техническим требованиям), что означает наличие у жилой площади тех или иных дефектов. Согласно ст. 12 ЖК РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания относится к компетенции Российской Федерации, а само признание жилья непригодным для проживания осуществляется в зависимости от вида жилищного фонда органами власти РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, общим основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. В частности, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющие обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и т.п. При этом не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном доме.

Признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется вневедомственной комиссией, которая проводит оценку соответствия жилья установленным требованиям на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором зарегистрирован Тонков, непригодным для проживания не признано, собственник жилья ФИО3 по данному поводу с заявлением в соответствующие органы не обращалась.

Не представлено суду и доказательств наличия у истца тяжелой формы хронического заболевания, включенного в устанавливаемый Правительством РФ Перечень и дающего право на включение в список граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма согласно п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, либо представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Заявление Тонкова о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.7), а также исследованные в судебном заседании доказательства в своей совокупности дают основание сделать вывод, что истцом при обращении не представлено органу местного самоуправления документов, подтверждающих его право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Следовательно, отказ в принятии Тонкова И.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, правомерен.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как отмечено выше, истцом суду, также как и Администрации Кушвинского городского округа при обращении с заявлением, не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него права на признание нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Наличие удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, не подкрепленного доказательствами нуждаемости в предоставлении жилья, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Учитывая отсутствие предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания Тонкова И.О. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, суд полагает нецелесообразным рассматривать в отношении него положения ст. 53 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Тонкова И.О. к Администрации Кушвинского городского округа о признании неправомерным отказа в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кушвинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме (мотивированного).

СУДЬЯ Т.А. Новокрещинова