Решение от 25.01.11г о признании действий по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконным.



Резолютивная часть решения

2-2

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года г. Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Романовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора города Кушвы Мамедова Р.Ф.,

при секретаре Ситер Е.Д.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании действий по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании действий по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» прекратить выставление квитанций по корректировке за горячее водоснабжение.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» произвести перерасчет платы по квитанциям, выставленным по корректировке за горячее водоснабжение.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» в доход федерального бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Свердловский Областной суд с подачей жалоб в Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Судья Кушвинского

городского суда Н.Н. Романова

Решение в окончательном виде (мотивированное) изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ

2-2

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Кушвинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Романовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Мамедова Р.Ф.,

при секретаре Ситер Е.Д.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании действий по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее по тексту ООО «Теплосервис»), в котором просит признать незаконными действия ООО «Теплосервис», выразившиеся в выставлении корректировки населению <адрес> за горячее водоснабжение, обязать ООО «Теплосервис» прекратить выставление квитанций по корректировке за горячее водоснабжение, обязать ООО «Теплосервис» произвести перерасчет платы по квитанциям, выставленным по корректировке за горячее водоснабжение.

В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по многочисленным обращениям граждан по вопросу неправомерных действий ООО «Теплосервис» при выставлении корректировки оплаты за горячее водоснабжение.

В ходе проверки установлено, что действия ООО «Теплосервис» по выставлению корректировки оплаты за горячее водоснабжение потребителям за 4 квартал 2009 года, в соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 года № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила) и на основании договоров – поручений с управляющими компаниями и ТСЖ противоречат действующему законодательству, поскольку произведены такие расчеты в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Методика №), что не является нормативным правовым актом. Методика № является практическим пособием для коммунальных теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя потребителям (абонентам), а также для абонентов – юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется водяными системами коммунального теплоснабжения.

Корректировку размера оплаты за горячее водоснабжение возможно производить 1 раз в квартал расчетным путем в порядке, установленном законодательством. При этом ответчиком не учтено, что поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы согласно ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения.

Кроме того, единоличное определение ресурсоснабжающей организацией количества коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.

Поэтому действия ООО «Теплосервис» по выставлению корректировки за горячее водоснабжение за 4 квартал 2009 года считают незаконными, как незаконными считают их последующие действия по выставлению квитанций населению по корректировке и в соответствии с этим просят суд обязать ООО «Теплосервис» произвести перерасчет платы по квитанциям, выставленным по корректировке за горячее водоснабжение.

В судебном заседании помощник прокурора Мамедов Р.Ф. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Будучи надлежаще извещенным, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований, - Территориальный орган Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, просил суд разрешить дело в их отсутствие, поддерживая позицию прокурора в полном объеме.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований, – Региональная энергетическая комиссия <адрес> (далее РЭК <адрес>) в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суду представлен отзыв в письменном виде, который приобщен к материалам дела. Из отзыва следует, что Региональная энергетическая комиссия <адрес> считает, что определение количества потребленного коммунального ресурса, приобретаемого исполнителем для оказания гражданам коммунальных услуг, в том числе и проведения корректировки, при отсутствии общедомового прибора учета расчетным методом с использованием методики, утвержденной приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан, противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.202-203).

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, будучи также привлеченными по делу в качестве третьего лица, без самостоятельных требований, на стороне истца, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили суду в письменном виде отзыв (л.д.212-217), в котором отразили свою позицию, указав следующее.

Согласно ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения (согласно ст. 157 ч 2 ЖК РФ).

В виде корректировок можно выставлять сверхнормативное потребление, а не сверхнормативные потери. Вместе с тем, отсутствие утвержденного порядка определения одного из показателей корректировки дает основания утверждать, что установить его нельзя, а значит невозможно рассчитать и саму формулу корректировки.

Таким образом, для определения правомерности предоставления корректировки и выставления оплаты дополнительных потребленных объемов теплоносителя в многоквартирный дом необходим объективный показатель этих объемов. Оплату потребителям можно выставлять только за внутридомовые сети. В виде корректировок можно выставлять именно сверхнормативное потребление, а не сверхнормативные потери. Дополнительную оплату оказанной услуги можно предъявить только по достоверной информации и полную информацию необходимо представить потребителю, так как одностороннее изменение условий договора недопустимо.

Сверхнормативные потери в сетях должны оплачиваться сетевыми организациями из учета того, что это будет мерой ответственности за ненадлежащим образом оказанные услуги (характеристики оборудования, физические процессы).

Расход ресурсов, потребленных на общедомовые нужды и технологические потери во внутридомовых сетях потребителей, рассчитывается по нормативам потребления, без счетчиков его оплачивают в составе нормативов потребления, что предусмотрено в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, - Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Кушвы» ФИО1, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что поддерживает иск прокурора в полном объёме, указав следующее:

ООО «Управляющая компания Кушвы» является управляющей компанией по отношению к части многоквартирных домов на территории <адрес>. Между ООО «УКК» и ответчиком действует договор энергоснабжения №-б/09 от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является поставка абоненту тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Взимание денежных средств за оказываемые ООО «УКК» потребителям услуги отопления и горячего водоснабжения в рамках исполнения сторонами условий договора энергоснабжения производится непосредственно ответчиком на основании договора поручения № от ДД.ММ.ГГГГ путем начисления платы, выставления квитанций от своего имени и приема платежей от граждан. В соответствии с условиями договора поручения ответчик обязан производить начисления гражданам платы за коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В рамках зачета взаимных требований по договорам энергоснабжения и поручения ответчиком были выставлены счета-фактуры и товарные накладные за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года за неустановленные потери теплоносителя. Указанные счета были им возвращены без акцепта, поскольку ООО «УКК» считает выставление данных счетов неправомерными действиями, несоответствующими действующему законодательству и условиям договора энергоснабжения.

Ответчику в письменном виде было предложено предоставить всю необходимую информацию, используемую при производстве расчетов, с предоставлением подтверждающих документов. Однако ООО «Теплосервис» не обосновал произведенные расчеты.

ООО «УКК», являясь исполнителем коммунальных услуг по отношению к потребителям, сообщило ответчику о необоснованности произведенных расчетов и о неправомерности выставления счетов за неустановленные потери теплоносителя. Полагает, что ответчик должен был прекратить выставление подобных счетов потребителям- гражданам по тем же основаниям. В силу п. 8 Правил № условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная Приказом Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ №, примененная ответчиком при расчете корректировки, не является правовым актом. Договором энергоснабжения, заключенным между ответчиком и ООО «УКК», не оговорено ее применение. Использование данной Методики при производимом ответчике расчете не соответствует нормам законодательства. Соответственно данную методику нельзя признать согласованным сторонами расчетным способом корректировки платы за сверхпотребленные ресурсы.

Применение п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг № означает, что ресурсоснабжающие организации обязаны рассчитывать количество потребленных в многоквартирном доме коммунальных ресурсов, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг. Согласно п.п. Б п. 19 Правил № при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с п.п. 3 п. 1 приложения № к Правилам определяется, исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором – один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги.

Более того, корректировка ответчика не корректна. Ответчиком взяты периоды наиболее выгодные для них, то есть это четвертый квартал 2009 года и первый квартал 2010 года, самое холодное время при подаче горячей воды.

Ответчиком не учтено, что порядок расчета за коммунальные услуги определен п.1 ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Иного порядка расчета платы за коммунальные услуги законодательством не предусмотрено. В соответствии с действующим законодательством вопрос о методе определения количества потребленной горячей воды и учета количества поставляемой тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органом местного самоуправления нормативов потребления.

В связи, с чем считают, что действия ООО «Теплосервис» по возложению на потребителей убытков, якобы возникших у организации в холодный период времени года, и проведение выборочной корректировки платы за горячее водоснабжение противоречат положениям п. 1 ст. 157 ЖК РФ, ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», п.п. 25-27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» п. 8,15, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Правительством РФ ДД.ММ.ГГГГ №, а также судебной практике, сложившейся в настоящее время.

Представитель ответчика ООО «Теплосервис» ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения иска возражал.

Суду пояснил, что в соответствии с подпунктом «б» п. 19 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ООО «Теплосервис» произвело корректировку размера платы за горячее водоснабжение (ГВС) за четвертый квартал 2009 года. Расчет корректировки производился за ГВС согласно подпункта 4 п. 1 Приложения № к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ и «Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.200» утвержденной Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пунктами 9.8, 9.9, и 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» прописаны условия определения объемов тепловой энергии для потребителей, не имеющих приборов учета Аналогичным образом предусмотрены правила определения фактического объема потребления тепловой энергии и ГВС в Методике №. Только данная Методика № определяет расчет величины потерь теплоносителя, связанных с неустановленной сверхнормативной утечкой теплоносителя.

Иных правил, методик и нормативных актов, которые регламентировали бы расчет величины потерь теплоносителя, связанных с неустановленной сверхнормативной утечкой теплоносителя, и их распределение, кроме как Методики №, не существует.

Оплата энергии в соответствии со ст. 544 ГК РФ производится за фактически приятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Между ними и Управляющей компанией и ТСЖ заключены договоры энергоснабжения и договора поручения.

Кроме того, в адрес всех потребителей после корректировки были направлены размеры корректировки для согласования с указанием на то, что в срок 7 дней необходимо дать письменный ответ, иначе указанная методика и объемы корректировки платы за ГВС будут приняты в полном объеме. В установленный срок от потребителей письменных разногласий по поводу методики расчета и объемов корректировки платы за ГВС не поступило.

В связи, с чем действия ООО «Теплосервис» по начислению корректировки платы за горячее водоснабжение за 4 квартал 2009 года и последующий период времени считают правомерным и не противоречащими требованиям действующего законодательства.

Представитель ответчика ООО «Теплосервис» - ФИО3, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала доводы ФИО2, пояснив суду, что сама корректировка была осуществлена в соответствии с действующими нормативными актами, единственное в процессе этого расчета ими действительно была применена Методика № как «вспомогательный механизм» для распределения водного баланса, определения сверхнормативных потерь горячего водоснабжения, при отсутствии узла учета, при получении ГВС непосредственно гражданами. В связи с чем, также просила суд в иске прокурору отказать.

Судом исследованы письменные материалы дела.

Договор энергосбережения №-Б/09от 01. 09. 2009 года, протокол разногласий к нему от ДД.ММ.ГГГГ, где исключено руководство следующим документом: Методикой определения количество тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 118-124,125-138).

Договор поручения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.139-142).

Заключение эксперта по делу от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 2- 90, из выводов которого следует, что необходимость корректировки размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮТ/07 обусловлена правильностью установления применяемого для конкретного многоквартирного дома норматива потребления, состоянием внутридомовых инженерных сетей и оборудования (за это в соответствии с п. 13 Правил отвечают собственники помещений в многоквартирном доме, а также привлекаемые ими исполнители и иные лица в соответствии с договором).

Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (зарегистрированные в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №) устанавливают уровень оснащенности узлов источников потребителей средствами измерений в зависимости от схемы теплоснабжения и зафиксированной в договоре величины тепловой нагрузки. Методика МДС 4.1.- 4.2000 является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

Расчет корректировки размера платы за горячее водоснабжение, в соответствии с подпунктом б п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № производится на основании расчетного определения количества потребленного коммунального ресурса. С технической точки зрения применение Методики МДС 4.1.-4.2000 (Методики №) и Правил учета тепловой энергии и теплоносителя позволяет выполнить расчет фактического потребления специально подготовленного теплоносителя и объема сверхнормативных потерь.

Выслушав доводы помощника прокурора города Кушвы Мамедова Р.Ф., представителей ответчика ООО «Теплосервис» ФИО2, ФИО3, учитывая мнение третьих лиц без самостоятельных требований, выслушав доводы представителя Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Кушвы» ФИО1, исследовав письменные материалы дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По договору энергосбережения энергосберегающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).

На основании ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Установлено, что ООО «УКК» осуществляет функции по управлению частью многоквартирных домов на территории <адрес>. Аналогичные функции по управлению частью многоквартирных домов исполняют также и товарищества собственников жилья, между которыми и ответчиком в лице ООО «Теплосервис» действуют договоры энергосбережения.

В частности: между ООО « УКК» и ответчиком действует договор энергосбережения №-Б/09 от 01. 09. 2009 года, предметом которого является поставка Абоненту, то есть ООО УКК тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Протоколом разногласий от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору исключено право ООО «Теплосервис» руководствоваться при расчетах за поставки тепловой энергии положениями Методики определения количество тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06. 05. 2000 года № (л.д. 118-124,125-138).

На основании договора поручения № от 01. 10. 2009 года взимание денежных средств за оказываемые ООО «УКК» потребителям услуги – поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения (далее ГВС) в рамках исполнения вышеназванного договора производится непосредственно ответчиком (ООО «Теплосервис) путем начисления платы, выставления квитанций от своего имени и приема платежей от граждан.

То есть, именно ООО «Теплосервис» осуществляет поставки тепловой энергии для горячего водоснабжения потребителям – гражданам <адрес> и именно ООО «Теплосервис» занимаются взиманием денежных средств за оказываемые ими услуги по поставке ГВС.

Полагая, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ресурсоснабжающая организация вправе производить корректировку размера платы исходя из фактического объема потребления энергоресурса, один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, ответчики в лице ООО «Теплосервис» выставили квитанции по оплате корректировки горячего водоснабжения потребителям ГВС – гражданам <адрес>, за 4 квартал 2009 года.

Далее продолжили выставление квитанций по корректировке, направив потребителям – гражданам квитанции и за 1 квартал 2010 года (так называемые тринадцатые квитанции).

Ввиду отсутствия на объектах пользователей (коллективных общедомовых) приборов учета, ООО «Теплосервис» определил количество фактически потребленной тепловой энергии расчетным способом с использованием в том числе и положений Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06. 05. 2000 №.

Данные обстоятельства послужили основанием для многочисленного обращения граждан в органы прокуратуры с жалобами на действия ООО «Теплосервис».

В связи с чем, прокурор города Кушвы правомерно обратился в суд с иском о признании действий ООО «Теплосервис» по выставлению корректировки незаконными, применившими расчеты корректировки с использованием Методики №, в интересах неопределенного круга лиц.

Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них (т.е. осуществляющая содержательное регулирование соответствующих отношений), одновременно возлагает на Правительство Российской Федерации полномочие по определению особенностей их предоставления, в том числе с использованием показаний различных приборов учета. Во исполнение данного полномочия Правительством Российской Федерации был принят ряд Постановлений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг). Постановление официально опубликовано в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", ДД.ММ.ГГГГ, N 22, ст. 2338, "Российская газета", N 114, ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам). Постановление официально опубликовано в "Российской газете", N 115, ДД.ММ.ГГГГ

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации возможность принятия Правительством Российской Федерации нормативных актов, регламентирующих предоставление коммунальных услуг, непосредственно вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), и не может расцениваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.

Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.

В соответствии со ст. 25, 26, 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери горячей воды, тепловой энергии в том числе во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудования многоквартирного дома).

Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

В силу п. 3,4 Правил № устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

В связи с чем, размер платы за коммунальные услуги в соответствии со ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Соответственно размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

То есть согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

При отсутствии приборов учета количество переданной (принятой) горячей воды и в силу п. 19 Правил № должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.

Поскольку Правила N 306 и Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в 2006 году в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Исходя из п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. А значит, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГКРФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу пункта 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.

Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Так, согласно подпункту "б" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления;

Поскольку коммунальный ресурс в 2009 году ресурсоснабжающей организацией предоставлялся гражданам - потребителям коммунальной услуги, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен был решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Так по городу Кушва имеет место принятое ДД.ММ.ГГГГ № Решение Думы Кушвинского городского округа «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и утверждение размеров платы за жилищные услуги для населения Кушвинского городского округа в 2009 году, где предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, а также по горячему водоснабжению в Гкал. куб м. на 1 человека в месяц ( в ред. Решений Думы Кушвинского городского округа от26.01.2009 года, от 29.05 2009, от17.12. 2009 года, от ДД.ММ.ГГГГ).

Действующий между Управляющей компанией и ООО «Теплосервис», между ТСЖ и ООО «Тепслосервис» договор энергосбережения с учетом сложившихся между ними фактических отношений не должен повлечь несоответствие условий приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам.

Поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы согласно ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Поскольку к данным правоотношениям применимы положения Жилищного кодекса Российской Федерации и указанных выше Правил, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению № к Правилам при расчете размера платы за коммунальные услуги.

То есть, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Данный вывод относительно подлежащего применению метода определения количества тепловой энергии, исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления коммунальных услуг, соответствует также правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 525/09, от ДД.ММ.ГГГГ N 2380/10.

Установлено, что ответчик ООО «Теплосервис» ввиду отсутствия на объектах пользователей коллективных (общедомовых) приборов учета определил количество фактически потребленной тепловой энергии расчетным способом (корректировку) на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Подтверждено применение при расчетах корректировки Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № и выводами эксперта по настоящему делу.

Ответчиком ООО «Теплосервис» не оспорено данное обстоятельство, имеет место утверждение, что иных правил, методик и нормативных актов, которые регламентировали бы расчет величины потерь теплоносителя, связанных с неустановленной сверхнормативной утечкой теплоносителя, и их распределение, кроме как Методики №, не существует.

В связи с чем, суд считает, что корректировка за горячее водоснабжение потребителям – гражданам, при отсутствии приборов учета, расчетным методом, с применением Методики, без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам, а значит не применима.

Кроме этого, суд считает, что Методика № не может быть отнесена к нормативным актам и не является таковым, в силу существенных признаков, характеризующих нормативный правой акт, то есть издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Методика № является лишь практическим пособием к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителя на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы.

Таким образом, на основании изложенного, суд находит иск прокурора города Кушвы законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку Прокурор в соответствии со ст. 333.36 ч.1 п. 9 НК Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, таковая подлежит взысканию в доход государства с ответчика в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании действий по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» прекратить выставление квитанций по корректировке за горячее водоснабжение.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» произвести перерасчет платы по квитанциям, выставленным по корректировке за горячее водоснабжение.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» в доход федерального бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Свердловский Областной суд с подачей жалоб в Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Судья Кушвинского

городского суда Н.Н. Романова