Решение от 21.02.11г об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации и заключить с ней договор управления многоквартирным домом.



Дело № 2-32

Решение в окончательной форме (мотивированное) изготовлено 24 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

судьи Новокрещиновой Т.А.

при секретаре Нечаевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудоладова В.Г. к Администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации и заключить с выбранной управляющей организацией договор управления многоквартирным домом,

У С Т А Н О В И Л:

Дудоладов В.Г., являющийся собственником 1\4 доли жилого помещения по адресу: <адрес>, обратился в суд с иском к Администрации Кушвинского городского округа (далее по тексту Администрация КГО), Комитету по управлению муниципальным имуществом (далее КУМИ) о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации и заключить с выбранной управляющей организацией договор управления данным многоквартирным домом. В обоснование иска указал, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> длительное время находится без управления и, соответственно, без оказания услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества. Собственники и наниматели жилых помещений в данном доме получают услуги по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов, однако лишены возможности оплачивать часть данных услуг (за исключением теплоснабжения и энергоснабжения), поскольку при отсутствии управляющей организации платежные документы им не направляются. Согласно действующему законодательству собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья; управление управляющей организаций. Истец полагает, что собственники имеют право выбора одного из трех возможных способов управления, а поскольку первые два способа не приемлены из-за небольшого количества жилых помещений и их площади, а внутридомовые инженерные сети, крыша и фасад дома находятся в неудовлетворительном состоянии и дому требуется капитальный ремонт, собственники многоквартирного дома имеют право на управление управляющей организацией. Поскольку любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит обязать Кушвинский городской округ в лице Администрации и Комитета по управлению муниципальным имуществом провести открытый конкурс по выбору управляющей организации с обязательным составлением акта о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, с техническим состоянием многоквартирного <адрес> по <адрес>, с приложением перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и составлением приблизительной сметы-стоимости капитального ремонта многоквартирного дома; заключить с выбранной по конкурсу управляющей организацией договор управления данным многоквартирным домом. В случае, если указанный конкурс будет признан несостоявшимся, обязать ответчиков заключить договор управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме. Кроме того, пояснил, что, по его мнению, Администрация КГО должна принять меры для включения дома по адресу: <адрес> в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2011 год.

Представитель ответчика - Администрации КГО – ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявленных требований возражает. Суду пояснила, что согласно п.1 статьи 18 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводят до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. Срок проведения конкурса, установленный ст. 18 ФЗ от 29.12.2004, истек. Он является пресекательным, поэтому истец не вправе требовать обязать органы местного самоуправления провести открытый конкурс в настоящее время. Кроме того, собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности выбрать управляющую компанию. Истец же препятствует реализации их права на выбор управляющей компании, настаивая на проведении открытого конкурса, в то время как управляющая компания «<данные изъяты>» согласна взять данный многоквартирный дом в управление. Что касается включения <адрес> по <адрес> в муниципальную программу капитального ремонта многоквартирных домов, то она утверждалась на период 2008-2009 годов. Выделенные на этот период средства осваиваются, на последующие годы такой программа по Кушвинскому городскому округу нет

Представитель ответчика – КУМИ – ФИО2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, против иска возражает. Суду пояснил, что в муниципальной собственности находятся 3 из 8 квартир спорного дома. Комитет по управлению муниципальным имуществом согласен не только участвовать в качестве собственника при решении вопроса о выборе управляющей компании, но и инициировать такое голосование.

К участию в деле в качестве ответчика судом привлечено также муниципальное учреждение «Комитет жилищно-коммунальной сферы» Кушвинского городского округа в связи с тем, что в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа и Уставом МУ «КЖКС» обязанность по проведению конкурсов на управление многоквартирными домами в соответствии с п.4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на МУ «КЖКС» (л.д.98).

Представитель МУ «КЖКС» ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против заявленных исковых требований также возражает. Суду пояснил, что в городе создано 5 управляющих компаний, однако 4 из них отказываются заключать договор управления многоквартирным домом №-а по <адрес>, не будут участвовать и в конкурсе. В настоящее время взять данный дом в управление выразила желание управляющая компания «<данные изъяты>», которая уже имеет в своем управлении часть домов в этом районе города. Компания действует в жилищно-коммунальной сфере около 15 лет, зарекомендовала себя положительно, не является фирмой-однодневкой. Директор управляющей компании встречался с истцом, ознакомился с объемом работ по содержанию и ремонту дома, передал для собственников помещений договоры на управление для ознакомления. Проводить открытый конкурс на управление многоквартирным домом в городе не только затратно, но и не целесообразно, исходя из уже изложенной позиции остальных управляющих компаний. Исполнить постановление Главы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ не представилось возможным, поскольку большая часть домов, оставшихся без управляющей организации как и <адрес>-а по <адрес>, уже взята в управление «<данные изъяты>», а в условиях дефицита бюджета Кушвинской городской Думой средства на проведение конкурса не выделены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Частью 7 статьи 161 ЖК Российской Федерации установлено, что любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный <адрес> по <адрес> в <адрес> с 2009 года не имеет управляющей организации. Указанное обстоятельство, кроме объяснений истца, подтверждается выпиской из лицевого счета на л.д. 31-32 и не опровергается ответчиками.

Из копии свидетельства о государственной регистрации права на л.д. 4 и исследованного в судебном заседании оригинала данного документа видно, что за Дудоладовым В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрировано право на 1\4 долю в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Иными словами, в судебном заседании установлено, что истец является собственником помещения в многоквартирном доме и, следовательно, вправе обратиться в суд с требованием в порядке ч.7 ст. 161 ЖК Российской Федерации.

Однако, исследовав все доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований по возложению на органы местного самоуправления обязанности по проведению открытого конкурса согласно ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса.

Из пояснений истца и решения Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-38) следует, что собственники помещений спорного многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ путем заочного голосования реализовали свое право на выбор способа управления многоквартирным домом в виде управления управляющей организацией. Одновременно они избрали в качестве управляющей организации ООО «<данные изъяты>» (в отсутствие представителя данной управляющей компании и собственника части жилых помещений в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом). Поскольку выбранная собственниками управляющая организация отказалась заключить с ними договор управления, вопрос о понуждении заключить данный договор явился предметом рассмотрения в городском суде. В иске было отказано в соответствии с основополагающим принципом гражданского законодательства – свободы в заключении договора.

В настоящее время заключить договор управления многоквартирным домом выразила желание управляющая компания «<данные изъяты>», имеющая в своем управлении часть домов в данном микрорайоне города.

Истец подтвердил, что директором УК «<данные изъяты>» предприняты определенные действия по реализации предложения на управление домом: переданы через истца проекты договоров для собственников для ознакомления, обследовано визуально техническое состояние инженерных сетей, конструкций с целью определения объема ремонтных работ.

В то же время истец пояснил суду, что с проектом договора он не ознакомился, другим собственникам помещений его не передавал, настаивает на проведении открытого конкурса, в котором, возможно, пожелают принять участие иногородние управляющие организации.

Учитывая, что избранный собственниками ДД.ММ.ГГГГ способ управления многоквартирным домом в соответствии с ч.3 ст. 161 ЖК РФ может быть изменен в любое время, собственники согласно положениям этой нормы закона могут в любое время выбрать решением общего собрания и другую управляющую организацию.

В связи с этим суд считает, что истец не вправе при отсутствии соответствующих полномочий на свое усмотрение предварять решение общего собрания собственников о выборе в качестве управляющей организации УК «<данные изъяты>». К аналогичному выводу суд приходит и при исследовании уведомления истца о проведении общего собрания собственников ДД.ММ.ГГГГ, в котором в повестку дня включен вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом опять-таки в виде возложения на органы самоуправления обязанности по проведению открытого конкурса (л.д. 165).

Суд отмечает, что в настоящее время отсутствуют закрепленные в ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для <адрес> по <адрес>. Позиция же истца, настаивающего на проведении открытого конкурса при нереализованном праве собственников по выбору иной управляющей организации и заключению договора на управление многоквартирным домом с организацией, выразившей желание на заключение такого договора, представляется суду не чем иным, как злоупотреблением правом. В иске следует отказать.

При этом ссылка представителя Администрации Кушвинского городского округа на то, что положениями ст. 18 Федерального закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлен пресекательный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) для проведения открытых конкурсов на выбор управляющей организации является несостоятельной, поскольку данная норма вводного закона распространяется на жилищные правоотношения, сложившиеся до указанной даты, и направлена на стабилизацию управления многоквартирными домами, ускорение процесса проведения конкурсов по отбору управляющих организаций, способствование введению в действие норм Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих указанные процессы и устанавливающие условия для проведения конкурса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Дудоладова В.Г. к Администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации и заключить с выбранной управляющей организацией договор управления многоквартирным домом ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме (мотивированного) путем подачи жалобы в канцелярию Кушвинского городского суда.

СУДЬЯ Т.А. Новокрещинова