2-157 Мотивированное решение составлено 4 марта 2011 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 год город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,
с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.
при секретаре Ким И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Джусупова Ж.Ж. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Джусупова Ж.Ж. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Джусуповым Ж.Ж. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
В обоснование иска указано, что мать истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 находился в розыске, до настоящего времени его место нахождения не известно. Постановлением главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении попечителя Джусупову Ж.Ж.» его опекуном была назначена бабушка ФИО2, этим же постановлением Джусупов Ж.Ж. включен в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Жилое помещение за ним не было закреплено. До настоящего времени он остается прописан по адресу <адрес>, фактически проживает у бабушки по адресу <адрес>. Право на предоставление жилого помещения вне очереди у истца возникло в 2006 году, однако до настоящего времени он благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям не обеспечен, собственных средств на его покупку не имеет. Жилое помещение, которое ему необходимо предоставить должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от 22.09.2005 года № 351.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Джусупов Ж.Ж. поддержал заявленные прокурором в его интересах исковые требования, просил удовлетворить. Суду пояснил, что его мать умерла, место нахождения отца ему не известно, он пропал когда ему был 1 год. После смерти матери он стал проживать у бабушки, которая была назначена опекуном. Дом, в котором он проживал с матерью по адресу <адрес>, сгорел, но он до настоящего времени зарегистрирован по данному адресу, жильем не обеспечен. Собственных средств на его приобретение не имеет.
Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа ФИО4, действующая по доверенности, суду пояснила, что Джусупов Ж.Ж. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Джусупов передан на воспитание опекуну ФИО2, при этом был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22.09.2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей с 01.01.2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем лиц указанной категории в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке установленном законодательством РФ и Свердловской области, и после распределения их детям - сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей – сирот формируются в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, о ставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения построенных или приобретенных жилых помещений Фонд направляет перечень таких помещений с указанием их площади. Органы местного самоуправления направляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений, которые согласуются предварительно с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для истца, отвечающее установленным требованиям, передаст его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с ним договор социального найма приобретенного жилого помещения.
Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в судебное заседание, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель третьего лица на стороне истца – заместитель начальника Управления социальной защиты населения по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что Джусупов Ж.Ж. являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находился под опекой, жилое помещение за ним не было закреплено, в связи с чем, он был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Однако с 2006 года и по настоящее время жильем не обеспечен, его право на внеочередное предоставление жилого помещения, нарушено.
Суд, выслушав доводы прокурора в защиту интересов Джусупова, самого истца, представителя ответчика Администрации Кушвинского городского округа, третье лицо на стороне истца, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом закон не связывает предоставление жилого помещения для данной категории граждан с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Джусупов Ж.Ж. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, так как его мать умерла (л.д. 8), находился под опекой бабушки ФИО2 За ним не было закреплено жилое помещение, в связи с чем, он был включен в список лиц, имеющих право на предоставление жилья вне очереди (л.д. 9). В 2006 году по достижении им совершеннолетнего возраста, опекунство над ним было прекращено, с указанного времени у него возникло право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения. Однако данное право им до настоящего времени не реализовано, он не обеспечен необходимым жильем. Установлено, что заявитель проживает у бабушки, собственного жилья не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает. Данный факт сомнения у суда не вызывает, так как подтвержден в судебном заседании прокурором, выступающим в его интересах и представителем органа опеки и попечительства.
Таким образом, право истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения нарушено.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой) попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» (далее Порядок) определен порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п. 3 Порядка обеспечения детей данной категории жилыми помещениями уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п. 5).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8).
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) и распределение жилых помещений для детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. После распределения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.
Решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22.09.2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Кушвинском городском округе определена на одного проживающего – 33 кв.м. и т.д.
На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Кушвы в интересах Джусупова Ж.Ж. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., для Джусупова Ж.Ж. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Джусуповым Ж.Ж. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированном виде.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
Председательствующий: Ю.П. Кручинин