Решение от 08.06.11г об обязании разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Романовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Мамедова Р.Ф.,

при секретаре Булыгиной М.В.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Черепановой О.А. об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Черепанова О.А. (далее ИП Черепанова) осуществляет хозяйственную деятельность по <данные изъяты>, расположенном на <адрес>

В Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор г. Кушва с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ИП Черепанову О.А. в установленном законном порядке разработать проект санитарно-защитной зоны на объект – полигон для твердых бытовых отходов, расположенный на <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Мамедов Р.Ф. исковые требования поддержал, в их обоснование пояснил, что в ходе проведенной прокуратурой г. Кушвы проверки в период с 22 апреля по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП Черепанова осуществляет хозяйственную деятельность по <данные изъяты> на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Указанная деятельность осуществляется на полигоне для твердых бытовых отходов, представляющем собой участок площадью 1,13 га, расположенном на расстоянии около 1 км северо-восточнее жилой застройки <адрес>, эксплуатируемом с 2006 года. ИП Черепанова в связи с осуществлением вышеуказанной деятельности оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. По проекту строительства полигона размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 м.

В ходе проведенной проверки установлен факт отсутствия у ИП Черепановой проекта санитарно-защитной зоны. Соответственно ответчик осуществляет свою деятельность в нарушение действующего законодательства, так как оказывает негативное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду своей хозяйственной деятельностью. По данному факту ответчица была привлечена к административной ответственности в виде штрафа по ст. 6.3 Кодекса об административной ответственности. На основании изложенного просит суд обязать ИП Черепанову в установленном законном порядке разработать проект организации санитарно-защитной зоны на объект – полигон для твердых бытовых отходов, расположенный на <адрес>.

Ответчик ИП Черепанова исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время ею заключен договор по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны на вышеуказанный объект, который будет исполнен к ДД.ММ.ГГГГ.

Из отзыва третьего лица на стороне заявителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, г. В. Тура и <адрес> следует, что специалистами Кушвинского филиала ФГУЗ «Центр гигены и эпидемиологии в <адрес> на основании поручения прокурора и предписания главного государственного санитарного врача в <адрес>, г. В. Тура, <адрес> ФИО1 было проведено обследование <данные изъяты> в <адрес>, эксплуатирует который ИП Черепанова О.А. По результатам проверки был составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения отражены в иске прокурора г. Кушвы. Просил иск прокурора удовлетворить в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, мнение ответчика и третьего лица, изучив письменные материалы дела, и оценив все доказательства в совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора г. Кушвы по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 44 того же Закона в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Статья 52 пункт 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» гласит, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В то же время ст. 30 этого Закона указывает, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Исходя из положений п. 4.1.1 Санитарних правил и норм (далее СанПиН) 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных главным государственным врачом РФ от 25 сентября 2007 года, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 2 класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье населения, 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Полигон твердых бытовых отходов в соответствии с п. 7.1.12 вышеуказанных СанПин относится к 1 классу опасности, поэтому размер санитарно-защитной зоны должен быть 1000 метров.

Исходя из п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», проектирование санитарно-защитной зоны осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. Размер и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов 1-3 классов опасности является обязательной.

Судом установлено, что ИП Черепанова с сентября 2009 года осуществляет деятельность <данные изъяты>, расположенном на <адрес>. Указанная деятельность непосредственно связана с воздействием на окружающую среду обитания человека и его здоровье.

В соответствии с актом, составленным по результатам мероприятий по обследованию, проведенных в период с 22 по ДД.ММ.ГГГГ на основании предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, г. В. Тура, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, у ИП Черепановой О.А. отсутствует согласованный с органами Роспотребнадзора проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, определяющий размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия, не подтвержден результатами натурных исследований (л.д. 8-9).

В своем объяснении в судебном заседании ИП Черепанова О.А. также подтвердила отсутствие разработанного и соответственно согласованного проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости разработки ИП Черепановой О.А. проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, определяющего размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Соответственно иск прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к ИП Черепановой об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны подлежит удовлетворению.

На основании п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суд считает необходимым взыскать госпошлину с ответчика, поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Черепановой О.А. об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Черепанову О.А. разработать проект организации санитарно-защитных зон на объект – полигон для твердых бытовых отходов, расположенный на расстоянии около 1 км северо-восточнее жилой застройки г. В. Тура, в срок до 01 января 2011 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Черепановой Ольги Андреевны государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Свердловский Областной суд с подачей жалоб в Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Судья Кушвинского

городского суда Романова Н.Н.