Решение от 06.07.11г о предоставлении жилого помещения сироте



2-495 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июля 2011 год город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.

при секретаре Ким И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Волкова Р.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов Волкова Р.А. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Волкова за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Волковым Р.А. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Волков Р.А. обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о предоставлении жилья как лицу из числа детей – сирот. Проведенной проверкой установлено, что мать заявителя – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волков Р.А.был определен в Государственное образовательное учреждение <адрес>, при этом за ним закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, <адрес>, где он зарегистрирован до настоящего времени. В 2009 году указанное жилое помещение было признано не пригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и восстановлению. На основании Постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волков Р.А. был включен в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время достиг совершеннолетнего возраста, реализовал право на предоставление жилья в 2008 году, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен, проживает в <адрес> у подруги. Собственного жилья не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Волков Р.А. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что родителей не помнит, находился в детском доме с 1994 года. После того как был отчислен из детского дома, временно проживал в общежитии, однако впоследствии остался совсем без жилья. Денежных средств на его покупку не имеет. Проживает в <адрес> у подруги и ее родителей.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 15-16), в отзыве, направленном в адрес суда указала, что Волков Р.А. является лицом из числа детей – сирот. За ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, которое было признано непригодным для проживания. Волков Р.А. был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур приобретения и распределения жилых помещений, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма. До получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан.

Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующего на основании доверенности, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей – сирот жилыми помещениями. Законодательно закреплено, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. Отсутствие жилого помещения подразумевает либо его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. Закрепленное за Волковым Р.А. жилое помещение признано непригодным для проживания 17.11.2009 года Акт обследования материально – бытовых условий от 06.07.2007 года составленный специалистом ГОУ СО «<адрес>» не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания на момент его составления. Основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения у ребенка – сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей, ребенка находящегося под опекой (попечительством). Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет), как и утрата жилого помещения после достижения возраста 18 лет в период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не является основанием для возникновения такого права. Для возникновения такого права статус лица, не имеющего закрепленного жилого помещения, должен быть приобретен лицом до 18 лет. Утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица его утратившего права на предоставление жилого помещения вне очереди (л.д. 19-21).

Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения г. Кушва ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что Волков является лицом из числа детей - сирот. В связи с утратой родительского попечения находился в государственном образовательном учреждении. Жилье, которое было за ним закреплено, не пригодно для проживания, поэтому в соответствии с требованиями действующего законодательства он включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен, его права, как сироты, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения, нарушены.

Суд, выслушав прокурора, заявителя, третье лицо на стороне истца, учитывая мнение представителя Администрации Кушвинского городского округа, представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Мать заявителя ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 оборот), в связи с чем, на основании постановления главы администрации Кушвинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Волков Р.А. был определен в учреждение государственного воспитания на полное государственное обеспечение (л.д. 5). За последним было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>.

Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом аварийности закрепленного за Волковым Р.А. жилого помещения, последний включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 5 оборот). В ходе обследования материально бытовых условий Волкова Р.А. специалистами образовательного учреждения, в котором находился Волков, установлено, что закрепленное за ним жилье не пригодно для проживания, квартира полностью разбита (л.д. 8). Впоследствии постановлением от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес>, признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению (л.д. 4). Недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности на территории Кушвинского городского округа и городского округа Верхняя Тура Волков Р.А. не имеет (л.д. 23). До настоящего времени не обеспечен жильем, в связи, с чем обратился с заявлением к прокурору г. Кушва (л.д. 12).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Волкова Р.А. признается судом законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О гласном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что Волков Р.А. имеет статус – сирота. При определении его в воспитательное учреждение за ним было закреплено жилое помещение, которое впоследствии было приведено в разрушенное состояние, в связи с чем, Волков Р.А. до достижения совершеннолетнего возраста был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Однако в установленном законом порядке жилье было признано непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции и восстановлению только в 2009 году, то есть после достижения заявителем совершеннолетнего возраста. Данное обстоятельство не может служить препятствием для признания Волкова Р.А. нуждающимся и предоставления ему жилого помещения вне очереди, поскольку его нуждаемость в жилье была установлена до достижения им совершеннолетия, когда он был включен в список лиц имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди ввиду аварийности закрепленного за ним жилья, в связи с чем, в настоящее время его право на предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для признания закрепленного за ним жилья аварийным после достижения им совершеннолетнего возраста, соответственно Волков Р.А. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент он достиг совершеннолетнего возраста, исключен из списочного состава воспитанников детского дом, постоянного места жительства не имеет, проживает у подруги в квартире ее родителей, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, с 2008 года до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.

На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Кушвы в интересах Волкова Р.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м. для Волкова Р.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Волковым Р.А. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Председательствующий: подпись

Копия верна: СУДЬЯ Ю.П. Кручинин