решение от 21.07.2011 г. о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-531 Мотивированное решение составлено 25 июля 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 год

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Кручинина Ю.П.

при секретаре Ким И.Л.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда Свердловской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминых Виктора Николаевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Фоминых В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области (далее - пенсионный фонд) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

Решением Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, поскольку у Фоминых В.Н. не выполнено одно из обязательных условий – стаж работы в районах Крайнего Севера (далее РКС) менее 15 лет. При оценке предоставленных им документов в страховой стаж зачтено 34 года 5 месяцев. В «северный» стаж зачтено 13 лет 3 месяца 16 дней, не зачтено 2 года 6 месяцев 26 дней, в том числе по периодам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) служба в органах МВД СССР, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, прямо предусмотрено, что стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы (а не военной службы, а также иной приравненной к ней службы). Наличие 13 лет 3 месяцев 16 дней «северного» стажа дает права Фоминых В.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижению возраста 55 лет 8 месяцев, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с решением пенсионного фонда Фоминых В.Н. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области включить в его специальный стаж работы, дающий право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период службы в органах МВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, просит взыскать с ответчика в его пользу понесенные им судебные расходы.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель истца ФИО4 исковые требования доверителя поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фоминых В.Н. непрерывно находился на службе в органах МВД в районах Крайнего Севера – на Камчатке и с ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас Советской Армии. На основании Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ указанное время непрерывной службы подлежит включению в стаж работы для получения льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960 года при условии поступления на работу в районы Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МПКС) не позднее трех месяцев со дня увольнения из органов МВД. Подпункт «д» п. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним» устанавливает, что лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости. Из смысла Постановления Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года № 286, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года с дополнениями Указа Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-VII «О расширении льгот лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним (действующим с 01.01.1968 г.) следует, что служба в органах МВД в районах Крайнего Севера по действовавшему ранее законодательству СССР включается в стаж работы в районах Крайнего Севера при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и инвалидности. Полагает, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона № 173-ФЗ периоды работы до 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Управление пенсионного фонда применяя положения действующего на сегодняшний день законодательства о трудовых пенсиях наделяет Закон № 173-ФЗ и принятые на его основе нормативные правовые акты обратной силой, поскольку правовые отношения, связанные с его работой в районах Крайнего Севера сложились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до момента введения в действие указанного Закона. Таким образом, при установлении пенсии Фоминых В.Н. в порядке п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона № 173 – ФЗ должны применяться положения законодательства, действующего в оспариваемый период времени.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Фоминых В.Н. не признала, в их удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что при вынесении указанного решения Управление руководствовалось действующим законодательством, сведениями содержащимися на индивидуальном лицевом счете Фоминых В.Н., справками. Поскольку сведения, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете истца, а так же в справках не признаны недостоверными, истцом не оспариваются, он не требует их отмены или корректировки, решение Управления при данных обстоятельствах не может быть признано необоснованным, поскольку оно принято на основании надлежащего документа и в соответствии с законодательством РФ. Согласно «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий на основании Закона СССР 1956 года «О государственных пенсиях» (Текст настоящего закона дан в соответствии с официальным изданием Верховного Совета СССР на основании постановления Президиума Верховного Совета СССР от 24.12.1974г.): «Лица начальствующего и рядового состава органов МВД до 01.07.1969 года имели право на пенсионное обеспечение, установленное для рабочих и служащих. Поэтому при определении права на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служба в органах МВД в указанных районах и местностях лицам начальствующего и рядового состава, уволенным ДО 01.07.1969 года, засчитывается соответственно в 15-20 календарных лет. Лица начальствующего и рядового состава органов МВД, уволенным после 01.07.1969 года, время службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не засчитывается в стаж, дающий право на назначение пенсии при пониженном возрасте».

Следовательно, нормы Постановления Совета Министров СССР от 04.04.1961 года № 286, не распространяются на спорный период с 26.12.1982г. по 22.07.1985г. службы истца в органах МВД СССР. Досрочная пенсия в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (МПКС) и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Фоминых В.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине не соблюдения одного из обязательных условий при назначении данного вида пенсии - стаж работы в РКС менее 15 лет. Фоминых В.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ При оценке представленных документов в страховой стаж в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П зачтено 42 года 10 месяцев 14 дней. В «северный» стаж зачтено 13 лет 3 месяца 16 дней. Не зачтено 2 года 6 месяцев 26 дней, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) служба в органах МВД СССР. По смыслу статей 27, 28 Закона № 173-ФЗ во взаимосвязи с другими его положениями, право на досрочное назначение трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Поскольку трудовая пенсия по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ назначается за работу, осуществлявшую непосредственно в экстремальных природно – климатических условиях Крайнего Севера, т.е. юридически значимыми являются термины «работа» и проработали», в связи с чем, правовых оснований для включения службы в органах МВД СССР в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в таких районах и местностях, не имеется. Кроме того, считает, что расширенное толкование п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ нарушает ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Так, Конституция Российской Федерации обусловливает и гарантирует право на пенсию в связи с обстоятельствами, вызывающими необходимость в социальной защите – болезнью, старостью, инвалидностью. Досрочно назначаемая пенсия не обусловлена предусмотренными Конституцией Российской Федерации факторами. Следовательно, социально - необоснованное расширение круга получателей пенсий на льготных, по сравнению с общими правилами основаниях, приводит к нарушению прав других лиц (престарелых, инвалидов, лиц, потерявших кормильцев и других малообеспеченных категорий граждан) в области социального обеспечения в связи с тем, что в результате отвлечения (перерасхода) страховых взносов других застрахованных лиц в пользу лиц, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в меньшем размере повышаются пенсии малообеспеченных пенсионеров. Это объясняется тем, что реализация судебных актов, расширяющих положения Закона 173-ФЗ осуществляется из средств, предусмотренных в бюджете ПФР на индексацию пенсий. Требование о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также считает необоснованным, так как в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 19 Закона № 173-ФЗ днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. На день обращения Фоминых В.Н. (ДД.ММ.ГГГГ) в орган Пенсионного фонда РФ для назначения ему досрочной трудовой пенсии, как и на ДД.ММ.ГГГГ, оснований для включения спорного периода службы в специальный стаж не имелось, доказательства обратного Фоминых не представлено.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет общие категории социально-полезной деятельности, которая особо поощряется государством и дает право на назначение пенсии на льготных основаниях.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (МПКС) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) – подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. То есть, за период работы до даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования стаж учитывается по документам (трудовой книжке, справкам, приказам и т.п.), а после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования стаж учитывается по выписке из индивидуального лицевого счета.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Фоминых В.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

При оценке представленных документов решением пенсионного фонда (л.д. 10-11) в страховой стаж Фоминых В.Н. в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П зачтено 42 года 10 месяцев 14 дней. В «северный» стаж зачтено 13 лет 3 месяца 16 дней. Не зачтено 2 года 6 месяцев 26 дней – период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) служба в органах МВД СССР.

Истец просит включить в его трудовой стаж период службы в органах МВД СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 6 мес. 26 дней), который подтверждается записью трудовой книжки (л.д. 18, 20).

Нахождение на службе в органах МВД в районах Крайнего Севера – на Камчатке в оспариваемый период подтверждается справкой /ок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно п.п. 1 ч. 1 ст.11 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях уголовно-исполнительной системы и их семей».

В силу п. 3 ч. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ о воинских формированиях, Вооруженных силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, в которых предусмотрена военная служба, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указал, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.2 и 6 пункта 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 ст.28.1 Закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1-10 пункта 1 статьи 27 и пп.7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. Кроме того, ранее действовавшее, как следует из смысла ст.90, 88, 14 и 12 Федерального закона от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», законодательство также не содержало в себе положений, позволяющих исчислять специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости с учетом времени военной службы и службы в органах внутренних дел.

Из смысла ст.ст. 12, 14, 88, 90 Федерального закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» следует, что ранее действующее пенсионное законодательство также не предусматривало возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения службы в органах внутренних дел.

Согласно «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий на основании Закона СССР 1956 года «О государственных пенсиях» лица начальствующего и рядового состава органов МВД до 01.07.1969 года имели право на пенсионное обеспечение, установленное для рабочих и служащих. Поэтому при определении права на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служба в органах МВД в указанных районах и местностях лицам начальствующего и рядового состава, уволенным до 01.07.1969 года, засчитывается соответственно в 15-20 календарных лет. Лица начальствующего и рядового состава органов МВД, уволенным после 01.07.1969 года, время службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не засчитывается в стаж, дающий право на назначение пенсии при пониженном возрасте», таким образом, положения Постановления Совета Министров СССР от 04.04.1961 года № 286, не распространяются на оспариваемый истцом период службы в органах МВД СССР, так как имел место после 01.07.1969 года.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих возражений. Каких- либо допустимых доказательств в подтверждение своих доводов истцом суду не предоставлено.

Решение Управления пенсионного фонда РФ в городе Кушва и городе Верхняя Тура об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ суд считает законным, обоснованным. Данное решение вынесено на основании предоставленных документов, действующего законодательства.

Оспариваемый истцом период прохождения службы в органах МВД СССР, равный 2 годам 6 месяцам 26 дням в районах Крайнего Севера – на Камчатке не подлежит зачету в имеющийся у него специальный трудовой стаж ввиду отсутствия правовых оснований, соответственно оснований для назначения Фоминых досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Наличие трудового стажа в РКС в размере 13 лет 3 месяцев 16 дней дает Фоминых В.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижению возраста 55 лет 8 месяцев, то есть ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного в удовлетворении иска Фоминых В.Н. необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Фоминых Виктора Николаевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня его составления в мотивированном виде через Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Председательствующий: Ю.П. Кручинин