Решение от 02.08.2011 года по иску прокурора г. кушвы о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот



2-563

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 августа 2011 год город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.

при секретаре Ким И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Захарова В.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов Захарова В.В. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Захаровым В.В. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.

В обоснование иска указано, что проведенной проверкой по обращению Захарова В.В. в прокуратуру г. Кушва с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о предоставлении жилья, установлено, что последний является лицом из числа детей – сирот. Его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования г. Кушва от 12.03.2004 года № 188 Захарову В.В. был назначен опекун ФИО5 Указанным постановлением Захаров включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Проверкой установлено, что Захаров зарегистрирован <адрес>, однако данное жилье за ним не было закреплено, на момент назначения опеки у несовершеннолетнего Захарова В.В. жилья не имелось. В настоящее время Захаров проживает в арендуемой квартире. Недвижимого имущества в собственности не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Заявитель Захаров В.В. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором в его интересах исковые требования, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что его родители умерли. Он находился под опекой старшей сестры ФИО5 Дом на станции Хребет – Уральский, в котором он зарегистрирован не пригоден для проживания, он нигде не числится, так как мать при жизни покупала его на дрова. При жизни родителей они проживали в арендуемой квартире. В настоящее время он также проживает в арендуемом жилье, собственного не имеет.

Представитель третьего лица на стороне истца – Управления социальной защиты населения Сахаутдинова А.А. по доверенности (л.д. 26) требования прокурора поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, указав в отзыве, направленном в адрес суда, что Захаров В.В. является лицом из числа детей – сирот. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22.09.2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Захаров на основании Постановления главы МО город Кушва был включен в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе гарантии на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур приобретения и распределения жилых помещений, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма. До получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан (л.д. 18-19).

Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующего на основании доверенности (л.д. 25), в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. Действующим жилищным законодательством не определено, что гражданину, относящемуся к категории детей – сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилье должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Кроме того, норме закона не противоречит предоставление жилых помещений детям сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Требование о возложении обязанности на Министерство обязательства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Захарову жилое помещение является требованием о возложении обязанности, исполнение которой повлечет нарушение прав других детей – сирот, обязанность по обеспечению жильем которых также предусмотрена законодательством (л.д. 21-24).

Суд, выслушав прокурора, Захарова В.В., представителя Управления социальной защиты населения, учитывая доводы представителя Администрации Кушвинского городского округа, представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Мать ФИО1ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8). Постановлением Главы муниципального образования г. Кушва № 188 от 12.03.2004 года Захаров В.В. был передан под опеку ФИО5, при этом жилье за ним не было закреплено в связи с его отсутствием, в связи, с чем этим же постановлением он был включен список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 7). Как установлено, Захаров В.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес> без номера, без дома (л.д. 9), однако по данному адресу Захаров не проживал, как пояснил, помещение в котором он был зарегистрирован, является не жилым, его мать при жизни покупала его на дрова. Он с семьей, а после смерти родителей с опекуном проживал в арендуемом жилье. В настоящее время жилого помещения в собственности не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О гласном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что Захаров В.В. имеет статус – сирота. При передаче Захарова под опеку жилое помещение за ним не было закреплено ввиду его отсутствия, в связи с чем, одновременно с передачей несовершеннолетнего под опеку он был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Таким образом, Захаров В.В. обладает правом на предоставление жилья вне очереди как лицо, из числа детей – сирот. Право на внеочередное предоставление жилья у Захарова В.В. возникло после прекращения опеки по достижении совершеннолетнего возраста, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени Захаров не обеспечен жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Помещение, в котором он на сегодняшний день зарегистрирован, не пригодно для проживания, поскольку оно не является жилым, так как не имеет адреса, как пояснил сам истец, было приобретено на дрова. Собственного жилья Захаров не имеет, проживает в арендуемом жилье, денежными средствами для его приобретения не располагает.

На основании вышеизложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Кушвы в интересах Захарова В.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м. для Захарова В.В. Валерьевича с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Захаровым В.В. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Председательствующий: Ю.П. Кручинин