2-564 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 2 августа 2011 год город Кушва Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кручинина Ю.П., с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А. при секретаре Ким И.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Дягилевой М.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов Дягилевой М.Н. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для нее за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Дягилевой М.Н. договор социального найма приобретенного для нее жилого помещения. В обоснование иска указано, что проведенной проверкой по обращению Дягилевой М.Н. в прокуратуру г. Кушва с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о предоставлении жилья, установлено, что последняя является лицом из числа детей – сирот. Ее мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически отсутствует. Постановлением главы администрации г. Кушвы от 14.11.1995 года № 993 «Об определении в детский дом Дягилевой М.Н» последняя находилась на воспитании в ГОУ СО «Кушвинский детский дом». При этом за ней было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. Постановлением Главы муниципального образования г. Кушва 21.11.2005 года № 1006 Дягилева МН. Включена в список лиц нуждающихся в не очередном предоставлении жилья, так как закрепленное за ней жилье находилось в аварийном состоянии и не подлежало восстановлению. При обследовании указанного жилого помещения 07.06.2011 года установлено, что дом находится в разрушенном состоянии. В настоящее время Дягилева проживает в арендуемой квартире. Недвижимого имущества в собственности не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Заявитель Дягилева М.Н. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором в ее интересах исковые требования, просила удовлетворить. Суду пояснила, что зарегистрирована по адресу <адрес> <адрес>, где раньше жила ее мать. Однако проживать в данном доме не возможно, так как от дома остались только стены. В настоящее время проживает в <адрес> в арендуемом жилье, собственного не имеет. Представитель третьего лица на стороне истца – Управления социальной защиты населения Сахаутдинова А.А. по доверенности (л.д. 26) требования прокурора поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика – Администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, указав в отзыве, направленном в адрес суда, что Дягилева М.Н. является лицом из числа детей – сирот. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22.09.2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дягилева М.Н. на основании Постановления главы МО город Кушва была включена в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе гарантии на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур приобретения и распределения жилых помещений, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма. До получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры <адрес>, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан (л.д. 24-25). Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующего на основании доверенности (л.д. 22), в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. Отсутствие жилого помещения подразумевает его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. За Дягилевой М.Н. было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. Полагает, что истцом не предоставлено достоверных доказательств признания данного жилья непригодным для проживания, имеется только Постановление Администрации Кушвинского городского округа от 26.01.2011 года из которого следует, что жилой дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и восстановлению на основании заключения межведомственной комиссии от 11.11.2009 года. Между тем, закон устанавливает, что жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным категориям граждан. При этом основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ является отсутствие жилого помещения у ребенка – сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка находящегося под опекой (попечительством). Утрата закрепленного жилья лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть в возрасте от 18 до 23 лет как и утрата жилья после достижения возраста 18 лет в период пребывания в различного рода учреждениях, не является основанием для возникновения такого права. Для возникновения названного права статус лица, не имеющего закрепленного жилья должен быть приобретен лицом до 18 лет, его реализация может быть произведена и после 18 лет. Утрата закрепленного жилого помещения после 18 лет не влечет за собой возникновения такого права (л.д. 19-21). Суд, выслушав прокурора, Дягилеву М.Н., представителя Управления социальной защиты населения, учитывая доводы представителя Администрации Кушвинского городского округа, представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам. Мать Дягилевой М.Н. – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец юридически отсутствует, так как сведения о нем внесены в запись акта о рождении со слов матери (л.д. 4). На основании постановления Главы Администрации г. Кушва № 933 от 14.11.1995 года Дягилева М.Н. была определена в детский дом на государственное обеспечение, при этом за ней было закреплено жилье по адресу <адрес> (л.д. 6). Постановлением Главы муниципального образования город Кушва № 1006 от 21.11.2005 года Дягилева М.Н. была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, в связи с тем, что жилье по адресу <адрес> находится в аварийном состоянии и не подлежит ремонту (л.д. 6 оборот), что подтверждается актом обследования материально – бытовых условий от 04.05.2005 года (л.д. 28-29), в котором зафиксировано, что жилое помещение представляет собой деревянный дом, не благоустроенный, одноэтажный, квартира полностью разрушена, ремонту не подлежит. 21.12.2005 года проведено повторное обследование, изменений не обнаружено. Постановлением Главы Администрации Кушвинского городского округа № 25 от 26.01.2011 года (л.д. 8-9) жилые дома, в том числе <адрес> признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению на основании межведомственной комиссии от 11.11.2009 года, справок о техническом состоянии домов, выданных филиалом СОГУП «Кушвинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости». При этом из акта обследования жилого помещения от 07.06.2011 года следует, что в <адрес> не проживают, наблюдается частичное разрушение конструктивных элементов здания и крыши, отсутствуют оконные и дверные блоки, нарушена печь, отсутствует пол. Согласно выписки из домовой книги квартиросъемщика ФИО5 по адресу <адрес> от 07.10.2010 г. зарегистрирована Дягилева М.Н. (л.д. 30). Однако как пояснила сама Дягилева М.Н. указанное жилое помещение также не пригодно для проживания, разрушено. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения от 02.08.2011 года (л.д. 27), согласно которому в жилом дом расположена одна квартира, дом находится в разрушенном состоянии: отсутствуют оконные и дверные блоки, частично разобрана крыша, разобраны частично стены, отсутствует печь, разобран пол. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О гласном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма. Судом установлено и не оспорено сторонами, что Дягилева М.Н. имеет статус – сирота. При определении Дягилевой в воспитательное учреждение за ней было закреплено жилье, которое впоследствии уже в 2005 году было признано аварийным и не подлежащим ремонту, в связи с чем, на основании Постановления главы администрации г. Кушва от 21.11.2005 года, Дягилева ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Указанное жилое помещение было признано не пригодным для проживания и не подлежащим реконструкции и восстановлению в 2011 году, то есть, а тот момент, когда Дягилева уже достигла <данные изъяты>. Данное обстоятельство, по мнению Министерства строительства и архитектуры, служит основанием для отказа Дягилевой в предоставлении жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей – сирот. Однако суд с таковой позицией ответчика согласиться не может, поскольку право на предоставление жилья вне очереди, как установлено в судебном заседании, возникло у Дягилевой еще в <данные изъяты>, то есть до достижения совершеннолетия, в связи, с чем она была включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья вне очереди по достижении совершеннолетнего возраста. Права Дягилевой на получение жилья не могут быть поставлены в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для позднего разрешения вопроса о признании жилья, закрепленного за сиротой, непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции восстановлению. Помещение, в котором Дягилева на сегодняшний день зарегистрирована, так же не пригодно для проживания, поскольку находится в разрушенном состоянии. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у Дягилевой М.Н. права на предоставление жилья вне очереди как лицу из числа детей – сирот. Однако по достижении совершеннолетнего возраста, последняя не была обеспечена жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. В настоящее время собственного жилья не имеет, проживает в арендуемом жилье, денежными средствами для приобретения жилого помещения не располагает. На основании вышеизложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Кушвы в интересах Дягилевой М.Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот - удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м. для Дягилевой М.Н. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа. Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Дягилевой М.Н. договор социального найма приобретенного для нее жилого помещения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда. Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера. Председательствующий: Ю.П. Кручинин