2-621 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Кушва 15 августа 2011 год Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Чебан В.С., с участием помощника прокурора г. Кушвы Козициной М.А. при секретаре Батмановой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушва в интересах Богдановой О.П. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей – сирот, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в защиту интересов Богдановой О.П., в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Богдановой О.П. за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 33 кв.м с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Богдановой О.П. договор социального найма приобретенного для нее жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора города Кушва Козицина М.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в иске. В обоснование пояснила, что Богданова О.П. является лицом из числа детей сирот. Ее мать ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец, ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Богдановой был назначен попечитель – ФИО2, этим же приказом она поставлена на учет по предоставлению жилья вне очереди. Богданова зарегистрирована по адресу: <адрес>. Эта комната предоставлена ее брату ФИО3. Всего в комнате зарегистрировано 3 человека, при этом общая площадь комнаты составляет 8,5 кв. м. В настоящее время она проживает по указанному адресу. Собственного жилья Богданова не имеет. За Богдановой ни какого жилья закреплено не было. В нарушение норм действующего законодательства Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по настоящее время не выделило бюджетные средства на обеспечение Богданову жильем, а администрация Кушвинского городского округа не приняла мер по обеспечению ее жильем. Право на получение жилья вне очереди ей не было реализовано с 2006 года. До настоящего времени жилье не предоставлено. Собственных средств на покупку жилья не имеет. Просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва, Свердловской области не ниже установленных социальных норм - 33 кв. м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа. Обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Богдановой О.П. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. Богданова О.П. поддержала заявленные в ее интересах требования, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что она является сиротой. Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ее попечителем был назначен ФИО2, который проживает в городе Нижнем Тагиле со своей семьей, первое время она жила с ним. Затем переехала в общежитие по адресу: <адрес>, которая предоставлена ее брату ФИО3. Она имеет регистрацию по указанному адресу. Общая площадь комнаты 8,5 кв.м., в ней зарегистрировано 3 человека. Комната находится на первом этаже. Всего в общежитии 5 комнат, кухни нет, в комнату проведена холодная вода, стоит умывальник, отопление центральное, горячая вода из батарей, ванной комнаты нет. В 2007 году закончила <данные изъяты>. В том же году трудоустроилась в ЗАО «<данные изъяты>» в <данные изъяты>. Среднемесячная заработная плата составляет 3 000 рублей. Денег хватает только на еду. Материально ей помогает сестра. Приобрести самостоятельно жилье не имеет возможности. В Администрации Кушвинского городского округа она поставлена на учет по внеочередному предоставлению жилья. Неоднократно обращалась в жилищный отдел по вопросу обеспечения жильем, но вопрос так и не был решен. В июне 2011 года обратилась в прокуратуру с просьбой защиты своих прав. На момент смерти матери она проживала с ней у ее сожителя. Собственного жилого помещения она не имеет. Ни какого жилого помещения за ней не закреплялось. Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 19, 20), в отзыве указал, что Богданова О.П. является лицом из числа из числа детей-сирот. За ней не было закреплено жилое помещение. На основании постановления главы МО «Город Кушва» от ДД.ММ.ГГГГ № Богдановой О.П. был назначен опекун, этим же постановлением она поставлена на учет по внеочередному предоставлению жилого помещения. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. То есть органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан, до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Факт наличия предоставленного для постоянного проживания жилого помещения закон не связывает исключительно с наличием права собственности на жилое помещение. Жилое помещение предоставлено лицу для постоянного проживания так же и в случае наличия у него права пользования данным жилым помещением как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Богданова О.П. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>. Из поквартирной карточки следует, что нанимателем является ФИО3, брат Богдановой О.П. Богданова О.П. обладает равным с нанимателем жилого помещения правом пользования данным жилым помещением, а значит у нее отсутствует право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159 – ФЗ. Дело просил рассматривать в отсутствие своего представителя (л.д. 21, 22). Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО5 действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что Богданова О.П. является лицом из числа детей – сирот. Богданова О.П. была передана под попечение ФИО2 в связи с тем, что после смерти родителей имела статус сироты. Жилое помещение за Богдановой О.П. не закреплялось. Она зарегистрирована по месту жительства брата по адресу: <адрес>. В соответствии с требованиями действующего законодательства она включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, ее права, как сироты, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, нарушены. Считает, что Министерством строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацией муниципального образования Кушвинского городского округа Богдановой О.П. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к городу Кушва, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Суд, выслушав помощника прокурора, Богданову О.П., представителя третьего лица на стороне истца, изучив правовые позиции соответчиков Администрации Кушвинского городского округа, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам. Согласно свидетельства о рождении л.д. 7 родителями Богдановой О.П. являются ФИО4 и ФИО1. Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). На основании постановления главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 назначен попечителем Богдановой О.П. Она включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 10). Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничений (обременений), заявленных в судебном порядке правах требования, правопритязаний на объект, расположенный по адресу: <адрес> – отсутствуют (л.д. 11). В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «<данные изъяты>», содержатся сведения о том, что в комнате по адресу: <адрес> зарегистрированы: Богданова О.П., ФИО3, ФИО2 (л.д. 13). Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «<данные изъяты>», а так же поквартальной карточки усматривается, что площадь комнаты в которой зарегистрировано трое человек, в том числе Богданова О.П., составляет 8,5 кв.м. Нанимателем жилого помещения является ФИО3 (л.д. 13, 14). В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Богдановой О.П. признается судом законным и обоснованным. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении данной категории граждан жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22 сентября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9 кв.м. на семью. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищным кодексом Российской Федерации расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к категории детей – сирот, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма) законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности). Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права гражданина, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Судом установлено и не оспорено сторонами, что Богданова О.П. является лицом из числа детей – сирот. При назначении ей попечителя за ней не было закреплено жилое помещение. По этой причине Богданова О.П., в установленном законом порядке, до достижения совершеннолетнего возраста обоснованно была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, тем самым признана органом местного самоуправления действительно нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В настоящее время Богданова О.П. достигла совершеннолетнего возраста, назначенное попечение отменено, на государственном обеспечении не находится. Не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, проживает в комнате по адресу: <адрес>, площадь которой составляет 8,5 кв.м., где зарегистрированы Богданова О.П. и двое ее старших братьев. Денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, ее средний заработок составляет около 3000 рублей. Таким образом с 2006 года до настоящего времени она не обеспечена благоустроенным жильем, соответствующим установленным социальным нормам. Следовательно Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязано выделить бюджетные средства для обеспечения жильем ФИО6, что в нарушение указанных норм действующего законодательства сделано не было. На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора города Кушва в интересах Богдановой О.П. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей – сирот удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 33 кв.м. для Богдановой О.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа <адрес>. Обязать Администрацию Кушвинского городского округа <адрес> заключить с Богдановой О.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> договор социального найма приобретенного для нее жилого помещения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области. Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера. Председательствующий судья В.С. Чебан