2-723 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 год город Кушва Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кручинина Ю.П., с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А. при секретаре Ким И.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Тюлькина М.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов Тюлькина М.А. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Тюлькиным договор социального найма приобретенного для него жилого помещения. В обоснование иска указано, что проведенной проверкой по обращению Тюлькина М.А. в прокуратуру г. Кушва с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о предоставлении жилья, установлено, что последний является лицом из числа детей – сирот. Его мать ФИО1 была убита отцом ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, за что последний отбывал наказание в местах лишения свободы. Постановлением главы администрации Кушвинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Тюлькину М.А. был назначен опекун ФИО2 Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был лишен родительских прав в отношении сына. Умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент назначения опеки жилье за заявителем не было закреплено. Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Тюлькин М.А. включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок – сирота, так как жилье, в котором он был зарегистрирован непригодно для проживания. Официально дом по адресу <адрес> признан непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции и восстановлению только ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Кушвинского городского округа №. Заявитель до настоящего времени остается зарегистрированным по адресу <адрес>, фактически проживает у бывшего опекуна по адресу <адрес>. Недвижимого имущества в собственности не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Тюлькин М.А. в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, требования прокурора поддерживает в полном объеме (л.д. 29-30). Представитель третьего лица на стороне истца – Управления социальной защиты населения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель ответчика – Администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, указав в отзыве, направленном в адрес суда, что Тюлькин М.А. является лицом из числа детей – сирот. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Тюлькин М.А. на основании Постановления главы Кушвинского городского округа был включен в список лиц имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе гарантии на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур приобретения и распределения жилых помещений, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма. До получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан (л.д. 20-21, 28). Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующего на основании доверенности (л.д. 34), в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей – сирот жилыми помещениями. Законодательно закреплено, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. Отсутствие жилого помещения подразумевает либо его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. На момент признания жилого помещения непригодным для проживания, Тюлькин не относился к числу детей – сирот в силу достигнутого совершеннолетнего возраста. Основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения у ребенка – сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей, ребенка находящегося под опекой (попечительством). Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет), как и утрата жилого помещения после достижения возраста 18 лет в период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не является основанием для возникновения такого права. Для возникновения такого права статус лица, не имеющего закрепленного жилого помещения, должен быть приобретен лицом до 18 лет. Утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица его утратившего права на предоставление жилого помещения вне очереди (л.д. 31-33). Суд, выслушав доводы прокурора, учитывая сторон по делу, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам. Мать заявителя – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГгод (л.д. 7), отец ФИО3 отбывал наказание за совершение в отношении последней преступления, предусмотренного ст. 108 УК РСФСР, в 2002 году был лишен родительских прав в отношении сына Тюлькина М.А. (л.д. 9), умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8). Постановлением Главы администрации Кушвинского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Тюлькин М.А. был передан под опеку ФИО2, при этом жилье за ним не было закреплено (л.д. 11). Согласно акта обследования материально – бытовых условий жилья по адресу <адрес>3, указанное жилое помещение не пригодно для проживания, так как сломаны окна, разломаны печи, дом двухэтажный, все жильцы выехали (л.д. 14). Постановлением главы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Тюлькин М.А. включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 15. Официально жилое помещение, в котором был зарегистрирован заявитель было признано непригодным дл проживания и не подлежащим реконструкции и восстановлению только ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Кушвинского городского округа (л.д. 13). В период с 1993 года Тюлькин М.А. проживал и приживает до настоящего времени в жилье опекуна, в собственности жилья не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О гласном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма. Судом установлено и не оспорено сторонами, что Тюлькин М.А. имеет статус – сирота. При передаче последнего под опеку ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение за ним не было закреплено, в связи с чем, в 2006 году, то есть, до достижения совершеннолетнего возраста, он был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, при этом жилье, в котором он был зарегистрирован по адресу <адрес>, на тот период времени уже было разрушено. В установленном законом порядке указанное жилье было признано непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции и восстановлению только в 2009 году, когда заявитель достиг совершеннолетнего возраста, однако это обстоятельство, не может служить препятствием для предоставления ему жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей - сирот, поскольку его нуждаемость в жилье была установлена еще в 2006 году, до достижения им совершеннолетия, когда он был включен в список лиц имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку при передаче его под опеку какое – либо жилье за ним не было закреплено, дом, в котором Тюлькин был зарегистрирован, разрушен. В настоящее время его право на предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для несвоевременного решения вопроса о признании жилья, в котором зарегистрирован Тюлькин аварийным, соответственно последний обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент заявитель достиг совершеннолетнего возраста, проживает у бывшего опекуна, собственного жилья не имеет, проживает у бывшего опекуна, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, право на предоставление жилого помещения вне очереди у Тюлькина возникло в 2007 году, однако он до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. На основании вышеизложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Кушвы в интересах Тюлькина М.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот - удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м. для Тюлькина М.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа. Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Тюлькиным М.А. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда. Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера. Председательствующий: Ю.П. Кручинин