Решение от 23.09.11г о предоставлении жилого помещения сироте



2-724 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 год город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Козицыной М.А.

при секретаре Ким И.Л.

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда Свердловской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Левина Н.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов Левина Н.М. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Левина за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Левиным Н.М. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения, указав в обоснование иска, что Левин Н.М. обратился в прокуратуру г. Кушва с заявлением об оказании помощи в решении вопроса о предоставлении жилья как лицу из числа детей – сирот. Проведенной проверкой установлено, что родители заявителя – ФИО1 и ФИО2 умерли ДД.ММ.ГГГГ. Левин Н.М. был передан под опеку ФИО5, при этом за ним было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. В 2004 году Левин был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, при этом постановление издано не было. Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка очередности граждан, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Левин Н.М. был исключен из очереди по предоставлению жилья. Однако состояние дома, в котором он был зарегистрирован и которое было за ним закреплено было с 2004 года не пригодно для проживания, в связи с чем, по протесту прокурора г. Кушва постановлением главы администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ заявитель был признан нуждающимся в жилье как лицо из числа детей – сирот. Постановлением главы администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за Левиным Н.М. было признано непригодным для проживания. В настоящее время Левин проживает у бывшего опекуна по адресу <адрес>, остается зарегистрированным в доме, непригодном для проживания. Жилья, принадлежащего на праве собственности, не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Левин Н.М. в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 18-19, 23), в предоставленном отзыве на исковое заявление указала, что Левин Н.М. является лицом из числа детей – сирот. За ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, которое было признано непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ, после чего Левин Н.М. был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставлении жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2009 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 219-ПП от 02 марта 2009 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых являлось Министерство общего и среднего профессионального образования Свердловской области. Последнее осуществляло функции главного распорядителя средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организовывало проведение торгов на строительство жилых помещений и по их результатам заключало государственные контракты на строительство жилья. Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1 января 2010 года возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур приобретения и распределения жилых помещений, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма. До получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан.

Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующего на основании доверенности, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 25-28). В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей – сирот жилыми помещениями. Законодательно закреплено, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. Отсутствие жилого помещения подразумевает либо его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. Справка БТИ о физическом износе 76% жилого дома, закрепленного за Левиным не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и соответственно его утраты. Основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения у ребенка – сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей, ребенка находящегося под опекой (попечительством). Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет) не является основанием для возникновения такого права. Реализация уже возникшего к моменту достижения совершеннолетия права на внеочередное обеспечение жильем может быть произведена и после 18 лет(после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, службы в Вооруженных силах РФ и т.д.), однако утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение, права, предусмотренного абз. 2, п.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.

Представитель третьего лица на стороне истца - ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения г. Кушва ФИО4 по доверенности (л.д. 24), в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Суд, выслушав прокурора, принимая во внимание позицию заявителя, третье лицо на стороне истца, учитывая мнение представителя Администрации Кушвинского городского округа, представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Родители заявителя – ФИО1 и ФИО2 умерли ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-7). На основании постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была назначена опекуном Левина Н.М., за последним было закреплено жилое помещение по адресу <адрес> (л.д. 9). Левин Н.М. был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, однако поскольку за ним было закреплено жилье, постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Левин Н.М. был исключен из списка очередности детей – сирот (л.д. 11). Поскольку общий процент физического износа дома по адресу <адрес> в <адрес> более 70 %, постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ он был признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению (л.д. 12). В связи, с чем постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Левин Н.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. 13).

Недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности на территории Кушвинского городского округа и городского округа Верхняя Тура Левин не имеет. До настоящего времени не обеспечен жильем, в связи, с чем обратился с заявлением к прокурору г. Кушва (л.д. 8).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Левина Н.М. признается судом законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О гласном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями отдельные категории детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что Левин Н.М. имеет статус – сирота. При передаче его под опеку за ним было закреплено жилье, которое не отвечало требованиям жилого помещения, до достижения совершеннолетнего возраста был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Однако поскольку за ним было закреплено жилье, в октябре 2010 года он был исключен из указанного списка, при этом состояние дома в установленном порядке было исследовано только в феврале 2011 года, по итогам которого, дом был признан непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и восстановлению, то есть после достижения заявителем совершеннолетнего возраста. Следовательно, Левин был необоснованно исключен из списка, в связи с чем, был признан нуждающимся в жилье и вновь включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

То обстоятельство, что официально вышеуказанное жилое помещение было признано непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и восстановлению уже после достижения заявителем совершеннолетнего возраста не может служить препятствием для предоставления ему жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей - сирот, поскольку его нуждаемость в жилье была установлена до достижения им совершеннолетия, когда он был включен в список лиц имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди ввиду физического износа закрепленного за ним жилья, поэтому, в настоящее время его право на предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для несвоевременного решения вопроса о признании закрепленного за ним жилья аварийным, соответственно Левин Н.М. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент он достиг совершеннолетнего возраста, постоянного места жительства не имеет, прошел службу в рядах Вооруженных сил РФ, проживает у бывшего опекуна, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.

На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Кушвы в интересах Левина Н.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм – не ниже 33 кв.м. для Левина Н.М. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Левиным Н.М. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Председательствующий: Ю.П. Кручинин