2-882 Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 год город Кушва Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кручинина Ю.П., с участием старшего помощника прокурора г. Кушвы Мамедова Р.Ф. при секретаре Ким И.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Ким А.Б. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Ким А.Б. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Ким А.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор социального найма приобретенного для него жилого помещения. В обоснование иска указано, что на основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ким А.Б. был определен в <адрес>, где находился до ДД.ММ.ГГГГ, так как отец Ким Б.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Ким С.В. решением Кушвинского городского суда была лишена родительских прав. Ким А.Б. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу <адрес>, которое не было за ним закреплено. Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья» Ким А.Б. был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как было установлено, что жилье по месту его регистрации, не пригодно для проживания. Право на предоставление жилья вне очереди им было реализовано с 2009 года, однако до настоящего времени заявитель не обеспечен жильем, проживает у посторонних лиц, собственных средств для приобретения жилья не имеет. Жилое помещение, которое ему необходимо предоставить должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., для Ким А.Б. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, после чего, а именно после приобретения жилья и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области заключить с Ким А.Б. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения. Ким А.Б. поддержал заявленные прокурором в его интересах исковые требования, просил удовлетворить. Суду пояснил, что в связи с тем, что отец умер, а мать была лишена родительских прав, он по состоянию здоровья находился в коррекционной группе детского дома до 2007 года. После этого учился в <адрес>, где проживал в общежитии. В настоящее время проживает в <адрес>, у своих знакомых, жилья в собственности не имеет, денежными средствами на его приобретение не располагает. Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО1 по доверенности, требования прокурора в интересах Ким А.Б. поддержала, суду пояснила, что Ким А.Б. закрепленного жилья не имеет, жилое помещение, в котором он зарегистрирован, не пригодно для проживания, находится в разрушенном состоянии. Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 20, 31), указав в отзыве на исковое заявление, что Ким А.Б. в связи с отсутствием родителей на основании постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был определен в ГОУ СО «<данные изъяты>». Жилье за ним не было закреплено. Постановлением главы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Ким А.Б. был признан нуждающимся в предоставлении жилья и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так жилье по месту регистрации было не пригодно для проживания, в настоящее время находится в разрушенном состоянии. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2010 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых с 1 января 2010 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631 – ПП»О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур по приобретению и передаче жилья для лиц указанной категории в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Ким, отвечающее установленным требованиям, передаст его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с ним договор социального найма приобретенного жилого помещения. Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие(л.д. 27-30). В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей – сирот жилыми помещениями. Законодательно закреплено, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. Отсутствие жилого помещения подразумевает либо его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. Акт проверки состояния закрепленного жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами ЖК РФ не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, на момент осмотра жилья Ким не относился в силу достигнутого совершеннолетнего возраста к числу детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения у ребенка – сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей, ребенка находящегося под опекой (попечительством). Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет) не является основанием для возникновения такого права. Реализация уже возникшего к моменту достижения совершеннолетия права на внеочередное обеспечение жильем может быть произведена и после 18 лет (после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, службы в Вооруженных силах РФ и т.д.), однако утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение, права, предусмотренного абз. 2, п.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ. Суд, принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, дав в совокупности оценку предоставленным доказательствам, приходит к следующим выводам. Установлено, что отец заявителя Ким Б.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Ким С.В. решением Кушвинского городского суда лишена родительских прав (л.д. 6-9). На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ким А.Б.ДД.ММ.ГГГГ г.р. был определен в государственное воспитательное учреждение, при этом жилое помещение за ним не было закреплено, был зарегистрирован на тот момент и до настоящего времени по адресу <адрес>31(л.д. 6 оборот). Жилье, в котором, зарегистрирован заявитель исходя из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 15-16) на протяжении длительного периода времени пустует, не пригодно для проживания, в связи с чем, Ким А.Б. постановлением главы Кушвинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 12). В период до ДД.ММ.ГГГГ Ким находился в ГОУ СО «<данные изъяты>», откуда был передан на обучение в <данные изъяты> «<данные изъяты>» <адрес>, имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д. 13). Согласно акта обследования жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зарегистрирован заявитель, указанное жилье не пригодно для проживания, дверной проем в квартиру забит досками, комната внутри выгорела в результате пожара, ремонт не производился, в помещении длительное время никто не проживает, остекление оконной рамы нарушено, окно забито фанерой (л.д. 14). Право на предоставления жилья вне очереди у заявителя возникло с 2009 года после окончания обучения в училище, но до настоящего времени им не реализовано. Ким А.Б. недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности на территории Кушвинского городского округа и городского округа Верхняя Тура не имеет (л.д. 10). В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Ким А.Б. признается судом законным и обоснованным. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2010 года меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются за счет средств областного бюджета. Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма после выполнения предусмотренных Порядком предоставления жилья действий в совокупности Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», органами местного самоуправления. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма. Судом установлено и не оспорено сторонами, что Ким А.Б. имеет статус – оставшегося без попечения родителей. При определении его в детский дом на воспитание жилье за ним не было закреплено, жилое помещение в котором он зарегистрирован не пригодно для проживания, что было установлено еще в 2005 году, в связи с чем, до достижения совершеннолетнего возраста Ким постановлением главы Кушвинского городского округа был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. То обстоятельство, что официально указанное жилое помещение не признано непригодным для проживания не может служить препятствием для предоставления заявителю жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его нуждаемость в жилье была установлена в период нахождения в детском доме, до достижения им совершеннолетия, когда он был включен в список лиц имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди ввиду непригодности жилья, в котором он зарегистрирован, поэтому, в настоящее время его право на предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для несвоевременного решения вопроса о признании жилья аварийным, соответственно суд приходит к выводу о том, что Ким А.Б. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент он достиг совершеннолетнего возраста, постоянного места жительства не имеет, проживает у посторонних людей, денежных средств для приобретения собственного жилья не имеет, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Ким А.Б. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., для Ким А.Б. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа. Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области после приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа заключить с Ким А.Б. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированном виде. Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера. Председательствующий: Ю.П. Кручинин