Решение от 14.11.11г о предоставлении жилого помещения сироте



2-883 Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 год город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кушвы Мамедова Р.Ф.

при секретаре Ким И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Саламатовой А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей - сирот,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Саламатовой А.А., в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Саламатовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.

В обоснование иска указано, что мать заявительницы ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней Саламатовой А.А. назначена ФИО3, этим же постановлением за несовершеннолетней закреплено жилье по адресу <адрес>. Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Саламатова включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как было установлено, что закрепленное за ней жилье не пригодно для проживания. Жилое помещение, в котором зарегистрирована заявительница по адресу <адрес>, отсутствует. Саламатова, не имея жилья, проживает у знакомых, собственных средств для приобретения жилья не имеет. Жилое помещение, которое ей необходимо предоставить должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес>, не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., для Саламатовой А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, после чего, а именно, после приобретения жилья и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа обязать Администрацию Кушвинского городского округа <адрес> заключить с Саламатовой А.А. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.

Саламатова А.А. поддержала заявленные прокурором в её интересах исковые требования, просила удовлетворить. Суду пояснила, что мать умерла, отец с ними никогда не проживал, о его местонахождении было ничего не известно, она проживала с бабушкой ФИО3, которая была назначена опекуном, после ее смерти опекунство было передано её тете ФИО6, при этом она была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Дом по адресу <адрес> - это был один и тот же дом, только вход был разный. Зарегистрирована она по адресу <адрес>. В настоящее время она проживает в общежитии академии, в которой учится.

Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора в интересах Саламатовой А.А. поддержала,просила удовлетворить. Суду пояснила, что Саламатова А.А. закрепленного жилья не имеет, жилое помещение, которое было за ней закреплено, не пригодно для проживания, находится в разрушенном состоянии.

Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что Саламатова А.А. в связи с отсутствием родителей находилась под опекой, за ней было закреплено жилье по адресу <адрес>. Постановлением главы Кушвинского городского округа Саламатова включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9 кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета <адрес> как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2010 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых с 1 января 2010 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур по приобретению и передаче жилья для лиц указанной категории в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Саламатовой А.А., отвечающее установленным требованиям, передаст его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с ней договор социального найма приобретенного жилого помещения.

Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 31-35). В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. Законодательно закреплено, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. За Саламатовой А.А. закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. Отсутствие жилого помещения подразумевает либо его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. Акт проверки состояния закрепленного жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами ЖК РФ не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, на момент осмотра жилья Саламатова не относилась в силу достигнутого совершеннолетнего возраста к числу детей – сирот. Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет) не является основанием для возникновения такого права. Реализация уже возникшего к моменту достижения совершеннолетия права на внеочередное обеспечение жильем может быть произведена и после 18 лет (после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, службы в Вооруженных силах РФ и т.д.), однако утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение, права, предусмотренного абз. 2, п.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.

Суд, принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, дав в совокупности оценку предоставленным доказательствам, приходит к следующим выводам.

Установлено, что мать заявительницы ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14). На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Саламатова А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. была передана под опеку ФИО3, при этом за ней было закреплено жилье по адресу <адрес> (л.д. 8). После смерти ФИО3 (л.д. 9) Саламатова передана под опеку постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, при этом включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 10). Саламатова А.А. не располагает принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением на территории <адрес> (л.д. 15, 16). Согласно акта обследования жилого помещения по адресу <адрес> (где зарегистрирована заявительница) от ДД.ММ.ГГГГ, на месте указанного дома находится пустырь (л.д. 6). Жилье по адресу <адрес>, закрепленное за Саламатовой А.А. непригодно для проживания, разрушено (л.д. 7).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Саламатовой А.А. признается судом законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2010 года меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма после выполнения предусмотренных Порядком предоставления жилья действий в совокупности Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», органами местного самоуправления.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что Саламатова А.А. имеет статус – сирота. При передаче под опеку за ней было закреплено жилое помещение, которое не пригодно для проживания, что было установлено еще в 2007 году, в связи с чем, до достижения совершеннолетнего возраста Саламатова постановлением главы Кушвинского городского округа была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. То обстоятельство, что официально указанное жилое помещение не признано непригодным для проживания не может служить препятствием для предоставления заявителю жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей - сирот, поскольку её нуждаемость в жилье была установлена до достижения ею совершеннолетия, когда она была включена в список лиц имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди ввиду непригодности закрепленного жилья, поэтому, в настоящее время её право на предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для несвоевременного решения вопроса о непригодности жилья, соответственно суд приходит к выводу о том, что Саламатова А.А. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент она достигла совершеннолетнего возраста, постоянного места жительства не имеет, денежными средствами для приобретения собственного жилья не располагает, до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.

На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Саламатовой А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей – сирот - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., для Саламатовой А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области после приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа заключить с Саламатовой А.А. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда в течение 10 дней с момента составления решения в мотивированном виде.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

Председательствующий: Ю.П. Кручинин