Решение от 26.01.12г о защите прав потребителей коммунальных услуг



№2-34 В окончательном виде решение изготовлено 31 января 2012г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2012 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Заварихина А.Ю.

при секретаре Алексеевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабичук В.Н. к ТСЖ «Перспектива» о защите прав потребителей коммунальных услуг,

СУД

У С Т А Н О В И Л:

Бабичук В.Н. обратилась с иском к ТСЖ «Перспектива» /далее по тексту ТСЖ/о защите прав потребителей коммунальных услуг, в котором просит:

1. признать действия ТСЖ «Перспектива» по начислению платы за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконными;

2. обязать ТСЖ «Перспектива» провести перерасчет общей суммы коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом того, что в доме с ДД.ММ.ГГГГ установлен двухтарифный общедомовой прибор учета электрической энергии;

3. взыскать с ответчика в ее пользу в счет компенсации морального вреда 5000 рублей;

4. взыскать с ответчика штраф в бюджет МО <адрес> в размере 50% от суммы, присужденной судом в ее пользу.

В судебном заседании первое требование Бабичук В.Н. уточнила и просила признать действия ТСЖ «Перспектива» по начислению платы касающееся только потребляемой электроэнергии за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконными. Остальные требования истец оставила без изменения.

В обоснование заявленных требований Бабичук В.Н. суду пояснила, что она одна прописана и проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> ком. . Она является нанимателем этой квартиры. В соответствии с выставляемыми квитанциями коммунальные услуги оказывает ТСЖ «Перспектива». Коммунальные услуги по данному дому оплачиваются по лицевому счету. На основании Постановления главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ дом был исключен из числа общежитий жилых домов. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом Кушвинского Бюро технической инвентаризации жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на технический учет ДД.ММ.ГГГГ и является многоквартирным жилым домом коридорного типа. В жилом доме коридорного типа предусматривается группировка жилых помещений не вокруг лестничной клетки, а вдоль поэтажных коридоров. После снятия с дома статуса общежития для реализации прав на приватизацию, степень благоустроенности данного многоквартирного жилого дома никак не изменилась. Согласно п. п. 9 и 10 Постановления Правительства РФ нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. ТСЖ «Перспектива» в выставляемых коммунальных платежах не учитывает степень благоустроенности многоквартирного дома и выставляет жителям платежи как за жилое помещение в многоквартирном доме без лифта, оборудованное электрическими плитами, в зависимости от количества комнат и проживающих в квартире, а не как должно быть и как было изначально до появления ТСЖ «Перспектива» - общежитие без лифта, оборудованное электрическими плитами, в зависимости от количества комнат и проживающих в них. В данном доме установлен двухтарифный электросчетчик ДД.ММ.ГГГГ, данный прибор учета является коллективным прибором учета. Согласно п.п. 2 п. 7 Постановления Правительства РФ№ 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между собственниками. Однако начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ТСЖ «Перспектива» в выставляемых коммунальных платежах, как полагает истица, неправильно применяет Постановление Главы Кушвинского городского округа. Действия, совершенные с нарушением требований положений нормативных актов Правительства РФ, не могут быть признаны законными. В её комнате, где она проживает, имеется холодильник, электроплита, электрочайник, телевизор, пылесос, которые она использует в бытовых целях. У неё в комнате нет индивидуального прибора учёта потребляемой электроэнергии. Иск просит удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика ТСЖ «Перспектива» ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Бабичук считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что Постановлением Главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома, в том числе <адрес>, выведены из состава общежитий с присвоением статуса жилых домов. Согласно подтвержденным данным Кушвинского БТИ жилой дом по адресу: <адрес> является жилым многоквартирным домом. Жителям данного дома начисление платы за электроэнергию производится на основании п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в данном жилом доме общедомовой и коллективный прибор учета отсутствует. В связи с тем, что на сегодняшний день момент общедомовой прибор учета электрической энергии, установленный в жилом <адрес> в июне 2011 года не введен в эксплуатацию, начисление потребленной услуги производится не по прибору учета, а согласно нормативам, утвержденным РЭК <адрес> Постановлением -ПК от ДД.ММ.ГГГГ. Для жителей спорного дома применяется норматив, установленный п. 3 указанного постановления, т.е. «электроснабжение в жилых помещениях в многоквартирных домах без лифта оборудованных электрическими плитами, в зависимости от количества комнат и проживающих в квартире». Стоимость одного кВтч в 2010 году составляла в соответствии с п.1.2 Постановления РЭК -ПК от ДД.ММ.ГГГГ 1 руб. 54 коп. Стоимость одного кВтч в 2011 году составляет 1 руб.70 коп. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду. Согласно ст. 94 ЖК РФ под общежитиями понимаются жилые помещения, предназначенные для временного проживания граждан на период их работы, обучения, службы; укомплектованное мебелью, необходимой для проживания граждан. Спорный дом не соответствует понятию общежития. Определение категории дома в зависимости от его оснащенности электроплитами и газоплитами было совершено ресурсоснабжающей организацией ОАО «МРСК-Урал». При составлении акта бездоговорного и неучтенного потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены ведомости жилого фонда с указанием количества проживающих и зарегистрированных граждан, техническая документация дома, проекты. Правомерность начисления по нормативу за электрическую энергию жильцам дома была проверена органами Роспотребнадзора и прокуратуры, в результате проверки не установлено нарушений со стороны ТСЖ при начислении услуги «электроснабжение». ТСЖ по договорам энергоснабжения является исполнителем услуг, а не поставщиком ресурсов. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объёме.

Кроме этого, представитель ответчика заявила ходатайство о взыскании с истицы судебные расходы в размере 1000 рублей на оплату услуг представителя.

Выслушав истца, представителя ответчик, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку, суд считает возможным в удовлетворении иска в полном объёме отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 153 ЖК Российской Федерации,- граждане обязаны полностью и своевременно вносить плату за потребленные коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

В силу ч.1 ст. 154 ЖК Российской Федерации,- плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» определяется, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома /п.9/.

Согласно п.п. 2 п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета электрической энергии, начисление потребленной услуги производится не по прибору учета, а согласно нормативам, утвержденным Постановление РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением <адрес> при отсутствии приборов учета».

В судебном заседании установлено следующее.

Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> был исключен из числа общежитий (л.д. 13). В Постановлении указано, что в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, занимающие жилые помещения в указанном жилом фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Данное постановление никем не было обжаловано и не признано недействительным.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом Кушвинского Бюро технической инвентаризации жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на технический учет ДД.ММ.ГГГГ и является многоквартирным жилым домом коридорного типа (л.д. 14).

На основании Устава ТСЖ «Перспектива», утвержденному решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, ответчик с декабря 2008 года является исполнителем жилищно-коммунальных услуг для жителей данного дома (л.д. 42-52).

В соответствии с представленными квитанциями на л.д. 10-12 коммунальные услуги многоквартирному дому по <адрес> оказываются ТСЖ «Перспектива».

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Бабичук зарегистрирована и одна проживает в комнате расположенной в многоквартирном доме, по адресу: <адрес> (л.д. 8). Данный дом оборудован электроплитами. Истица является нанимателем этого жилого помещения. В комнате, где она проживает, отсутствует прибор учёта потребляемой электроэнергии.

ТСЖ предъявляет Бабичук квитанцию о ежемесячной уплате за потребляемую электроэнергию в размере 152 кВтч исходя из норматива на одного человека в месяц /л.д.11/. Из этого норматива и начисляется денежная сумма, которую истица должна уплатить.

Установленный в июне 2011 года, общедомовой прибор учета электрической энергии в жилом <адрес>, не введен в эксплуатацию.

В силу п. 3 Постановления РЭК <адрес> -ПК от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением <адрес> при отсутствии приборов учета»,- в случае отсутствия прибора учёта потребляемой электроэнергии в однокомнатной квартире расположенной в многоквартирном доме без лифта, оборудованных электрическими плитами норматив потребления на одного человека в месяц составляет 152 квтч (л.д. 60-63).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по <адрес> в <адрес>, г. В.Тура и <адрес> прекращено производства по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку действия ответчика по расчету платы за коммунальные услуги жителям многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, правомерны и соответствуют действующему законодательству (л.д. 27-28).

Более того, прокуратурой г. Кушвы по заявлению жителей упомянутого дома была проведена проверка ТСЖ «Перспектива» касающегося порядка начисления платы за электроэнергию, использование тарифов и нормативов, которая нарушений в действиях ТСЖ не выявила (л.д. 30).

Таким образом, исходя из приведённых норм закона и обстоятельств дела, ТСЖ правомерно начисляет Бабичук плату за потребляемую электроэнергию в месяц на одного человека из расчёта 152 кВтч. В связи с чем первое требование иска удовлетворению не подлежит, следовательно, и последующие требования иска также удовлетворению не подлежат, так как они удовлетворяются только в случае удовлетворения первого требования.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о взыскании с истца 1000 рублей расходы связанные с оплатой услуг представителя, при этом, ей представлено суду платёжное поручение, договор на оказание услуг, трудовая книжка /л.д.65-68/.

Бабичук не согласна с ходатайством.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК Российской Федерации, - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд отказывает в удовлетворении иска.

Как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и в судебном заседании представителем ответчика была ФИО1, которая не состоит в трудовых отношениях с ТСЖ «Перспектива».

Сумма в 1000 рублей является разумной и справедливой.

На основании изложенного и

Руководствуясь ст.ст. 100, 194-198,199 ГПК РФ,

Суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Бабичук В.Н. к ТСЖ «Перспектива» о:

- признание действий ТСЖ «Перспектива» по начислению платы за коммунальные услуги касающегося потребляемой электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконными;

- возложения обязанность на ТСЖ «Перспектива» провести перерасчет общей суммы коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом того, что в доме с ДД.ММ.ГГГГ установлен двухтарифный общедомовой прибор учета электрической энергии;

- взыскании с ответчика в пользу Бабичук В.Н. 5000 рублей компенсации морального вреда;

- взыскании с ответчика в бюджет Кушвинского городского округа штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу Бабичук В.Н., ОТКАЗАТЬ.

Взыскать с Бабичук В.Н. в пользу ТСЖ «Перспектива» 1000 рублей в возмещении расходов на оплату услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд, путём подачи апелляционной жалобы через канцелярию Кушвинского городского суда в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: