Решение от 31.01.12г о защите прав потребителей коммунальных услуг



Решение в мотивированном виде изготовлено 30 января 2012 года.

№ 2-1107

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2012 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,

при секретаре Булыгиной М.В.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриевой Н.В. к Товариществу собственников жилья «Перспектива» о защите прав потребителей коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Ануфриева Н.В. по договору коммерческого найма проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) «Перспектива» является управляющей компанией по отношению к многоквартирному дому <адрес>.

Ануфриева Н.В. обратилась в Кушвинский городской суд с иском к ТСЖ «Перспектива» о защите прав потребителей коммунальных услуг, в котором просила признать действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконными, обязать его произвести перерасчет общей суммы коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом того, что в доме с ДД.ММ.ГГГГ установлен двух тарифный общедомовой прибор учета электрической энергии, взыскать с ответчика в ее пользу в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей и штраф в бюджет Кушвинского городского округа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в ее пользу.

В судебном заседании истица Ануфриева Н.В. исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила, что вместе с тремя несовершеннолетними детьми проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Полагает, что коммунальные услуги ей как жительнице вышеуказанного дома оказывает ТСЖ «Перспектива», поскольку квитанции об оплате приходят от данной организации. Постановлением главы Кушвинского городского округа № 421 от 03 апреля 2007 года дом <адрес> исключен из числа общежитий. Данный дом введен в эксплуатацию в 1975 году и является многоквартирным жилым домом коридорного типа, в котором группировка жилых помещений осуществляется вдоль поэтажных коридоров. Утрата, указанным домом статуса общежития не повлияла на степень его благоустроенности. ТСЖ «Перспектива» в нарушение п. п. 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2000 года «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» при начислении платы за коммунальные услуги не учитывает степень благоустроенности многоквартирного дома, в котором она проживает. Платежи начисляются как за жилое помещение в многоквартирном доме без лифта, оборудованном электрическими плитами, в зависимости от количества комнат и проживающих в квартире. Полагает, что платежи должны начисляться как многоквартирному дому - общежитию без лифта, оборудованному электрическими плитами, в зависимости от количества комнат и проживающих в них. До появления ТСЖ «Перспектива» именно такая система начисления платы за коммунальные услуги и действовала. ДД.ММ.ГГГГ в выше означенном доме установлен двух тарифный электросчетчик, являющийся коллективным (общедомовым) прибором учета. Соответственно плата за потребленную электроэнергию ей как жительнице многоквартирного дома <адрес> должна начисляться на основании показаний данного прибора учета. Считает, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ТСЖ «Перспектива» неправомерно применяет постановление № 421 Главы Кушвинского городского округа, постановления № 306, 307 от 23 мая 2006 года и соответственно неправильно начисляет плату за коммунальные услуги, а именно электроэнергию. Она не платит за электроэнергию с 2006 года, так как сначала не могла определить, в какую компанию производить оплату, а с появлением ТСЖ «Перспектива» плата стала начисляться не правильно. В связи с вышеизложенным просит признать действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконными, обязать его произвести перерасчет общей суммы коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом того, что в доме с ДД.ММ.ГГГГ установлен двух тарифный общедомовой прибор учета электрической энергии, взыскать с ответчика в ее пользу в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей и штраф в бюджет Кушвинского городского округа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в ее пользу.

Представитель ответчика ТСЖ «Перспектива» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, суду пояснила, что на основании Постановления Главы Кушвинского городского округа № 421 от 03 апреля 2007 года дом <адрес> лишен статуса общежития и причислен к жилым домам. Начисление платы за электроэнергию жителям данного дома производится на основании п. 19 Постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», поскольку в данном жилом доме общедомовой (коллективный) прибор учета отсутствует. В июне 2011 года в доме, где проживает Ануфриева, действительно был установлен двух тарифный прибор учета электроэнергии. Однако в установленном законом порядке этот счетчик в эксплуатацию введен не был. Поэтому начислять плату за электроэнергию по показаниям данного прибора учета неправомерно. Начисление платежей производится по нормативам, утвержденным Российской энергетической компании (далее РЭК) Свердловской области Постановлением № 70-ПК от 16 июня 2010 года. Для жителей спорного дома применяется норматив, установленный п. 3 указанного постановления. Стоимость одного кВт/ч в 2010 году составляла в соответствии с п.1.2 Постановления РЭК № 157-ПК от ДД.ММ.ГГГГ 01 рубль 54 копейки. Стоимость одного кВтч в 2011 году составляла 01 рубль 70 копеек. Вышеуказанный дом не соответствует понятию общежития, установленному ст. 92 Жилищного кодекса РФ. Определение категории дома в зависимости от его оснащенности электроплитами и газовыми плитами установлено ресурсоснабжающей организацией ОАО «МРСК-Урал». Правомерность начисления платы по нормативу за электрическую энергию жильцам дома <адрес>, в том числе Ануфриевой, проверена органами Роспотребнадзора и прокуратуры. Нарушений со стороны ТСЖ «Перспектива» при начислении платы за электроснабжение не установлено. ТСЖ «Перспектива» по договорам об энергоснабжении является исполнителем услуг, а не поставщиком ресурсов. На основании изложенного в удовлетворении иска просила отказать полностью, а также взыскать с истицы 1 000 рублей в счет оплаты юридических услуг, оказанных ею ТСЖ «Перспектива».    

Суд, выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Судом на основании копии паспорта Ануфриевой Н.В. (л.д. 16-17) и справки, выданной ООО «Городская объединенная компания» (л.д. 13), установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. С этого же времени по данному адресу зарегистрировано трое несовершеннолетних детей Ануфриевой: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны полностью и своевременно вносить плату за потребленные коммунальные услуги.

Статьей 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Размер платы за коммунальные услуги в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

П. 9 Постановления Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» определено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.

Согласно п. 15 Постановления № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что в Свердловской области в целом, и в <адрес> в частности для многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета электрической энергии, начисление потребленной услуги производится не по прибору учета, а согласно нормативам, утвержденным Постановлением РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 70-ПК «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением <адрес> при отсутствии приборов учета».

Начисление платы за коммунальные услуги по многоквартирному дому <адрес> производит ТСЖ «Перспектива» как управляющая компания, что подтверждается имеющимися в деле квитанциями (л.д. 8-12).

Согласно справке № 1391 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом Кушвинского Бюро технической инвентаризации, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на технический учет ДД.ММ.ГГГГ и является многоквартирным жилым домом коридорного типа (л.д. 14). Постановлением главы Кушвинского городского округа № 421 от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> исключен из числа общежитий (л.д. 15). Данное постановление сторонами данного гражданского дела не оспаривалось. То есть, в оспариваемый истицей период времени начисления платы за электроэнергию многоквартирный жилой дом <адрес> статус общежития не имел, о чем Ануфриевой было достоверно известно и ею не оспорено.

Суд не может принять во внимание довод истицы о неправомерности начисления ответчиком платы за электроэнергию по установленным тарифам в связи с тем, что в июне 2011 года на спорном доме был установлен общедомовой двух тарифный прибор учета электрической энергии, так как в судебном заседании достоверно установлено, что он до настоящего времени не введен в эксплуатацию. Иных двух тарифных приборов учета электроэнергии, как пояснила истица, нет ни в комнате, ни в общей секции.

Для многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета электрической энергии, начисление потребленной услуги производится не по прибору учета, а согласно нормативам, утвержденным Постановление РЭК Свердловской области от 16 июня 2010 года № 70-ПК.

Суд полагает, что ТСЖ «Перспектива» при начислении платы за электроэнергию, потребленную жителями дома <адрес>, правомерно применяет норматив в размере 152 кВтч на одного человека в месяц, установленный п. 3 вышеуказанного Постановления РЭК Свердловской области (л.д. 35-38).

Правомерность действий ТСЖ «Перспектива» подтверждается также Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Кушва, г. В.Тура и г. Качканар № 33 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ, в отношении ответчика (л.д. 22-23), результатами прокурорской проверки, проведенной прокуратурой (л.д. 24).

На основании вышеизложенного суд считает необходимым отказать Ануфриевой Н.В. в удовлетворении исковых требований полностью.

    Частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

    Представитель ответчика просила взыскать с истицы в возмещение расходов на оплату услуг представителя 1 000 рублей. Данная сумма является разумной, подтверждена надлежащими документами (л.д. 42-45) и поэтому подлежит взысканию с Ануфриевой Н.В. в пользу ТСЖ «Перспектива».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ануфриевой Н.В. к Товариществу собственников жилья «Перспектива» о защите прав потребителя коммунальных услуг, с требованием признать действия ответчика по начислению платы за электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения спора в суде незаконными, обязать ТСЖ «Перспектива» произвести перерасчет общей суммы за электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Ануфриевой Н.В. в пользу Товарищества собственников жилья «Перспектива» расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 рублей.

Решение в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через канцелярию Кушвинского городского суда.

Судья Кушвинского

городского суда И.Н. Кожевникова