2-137
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2012 год город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,
с участием помощника прокурора г. Кушвы Смирнова С.А.
при секретаре Ким И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Ким К.Б. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Ким К.Б. в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для неё за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Ким К.Б. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения после его передачи Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в муниципальную собственность администрации Кушвинского городского округа.
В обоснование иска указано, что проведенной проверкой на основании обращения Ким К.Б. по вопросу предоставления жилья установлено, что на основании постановления главы администрации <адрес> № 796 от ДД.ММ.ГГГГ Ким К.Б. была определена в <данные изъяты>, так как отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Ким К.Б. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу <адрес>, которое Постановлением главы муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 226 было за ней закреплено. Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 1469 «<данные изъяты> в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья» Ким К.Б. признана нуждающейся в жилье и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как было установлено, что жилье по месту его регистрации, не пригодно для проживания. Право на предоставление жилья вне очереди Ким К.Б. было реализовано с 2006 года, однако до настоящего времени заявитель не обеспечена жильем, проживает у посторонних лиц, жилья не имеет, собственных средств для его приобретения не имеет. Жилое помещение, которое ей необходимо предоставить должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 351.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Ким К.Б. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания дела, об уважительных причинах неявки суд не уведомила.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО1 по доверенности, требования прокурора в интересах Ким К.Б. поддержала, суду пояснила, что Ким К.Б. имеет право на предоставление жилья вне очереди не ниже установленных социальных норм как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку закрепленное за ней жилое помещение не пригодно для проживания, находится в разрушенном состоянии.
Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 18,19), указав в отзыве на исковое заявление, что Ким К.Б. является лицом из числа детей, оставшихся без попечении родителей, на основании постановления Главы администрации <адрес> № 796 от ДД.ММ.ГГГГ была определена в ГОУ СО «<данные изъяты>». Постановлением главы Кушвинского городского округа № 1469 от 10.11.2006 года была признана нуждающейся в предоставлении жилья и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как жилье по месту регистрации было не пригодно для проживания, в настоящее время находится в разрушенном состоянии. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22.09.2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2010 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых с 1 января 2010 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631 – ПП»О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур по приобретению и передаче жилья для лиц указанной категории в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Ким, отвечающее установленным требованиям, передаст его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с Ким К.Б. договор социального найма приобретенного жилого помещения.
Ответчик в лице представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 34-38). В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области с 2010 года Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей – сирот жилыми помещениями. Законодательно закреплено, что в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения. Отсутствие жилого помещения подразумевает либо его физическую утрату, либо утрату помещением статуса жилого вследствие признания его непригодным для проживания. Акт проверки состояния закрепленного жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормами ЖК РФ не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, на момент осмотра жилья Ким в силу достигнутого совершеннолетнего возраста к числу детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей не относилась. Основанием для возникновения права на внеочередное обеспечение жильем органами исполнительной власти субъекта вне очереди за счет средств субъекта РФ является отсутствие закрепленного жилого помещения у ребенка – сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей, ребенка находящегося под опекой (попечительством). Утрата закрепленного жилого помещения лицом из числа детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 18 до 23 лет) не является основанием для возникновения такого права. Реализация уже возникшего к моменту достижения совершеннолетия права на внеочередное обеспечение жильем может быть произведена и после 18 лет (после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, службы в Вооруженных силах РФ и т.д.), однако утрата закрепленного жилого помещения после достижения возраста 18 лет не влечет за собой возникновение у лица, утратившего закрепленное жилое помещение, права, предусмотренного абз. 2, п.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
Суд, принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, дав в совокупности оценку предоставленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
Установлено, что отец заявительницы ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 5, 7-10). На основании Постановления главы администрации <адрес> № 796 от ДД.ММ.ГГГГ Ким К.Б. была определена в <данные изъяты> (л.д. 6), в связи с тем, что мать находилась в местах лишения свободы, отец находился в больнице в реанимационном отделении. Ким К.Б. зарегистрирована по адресу <адрес>. Постановлением главы муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 226 за ней было закреплено указанное жилье (л.д. 41). Исходя из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), оно пустовало на протяжении длительного периода времени, являлось не пригодным для проживания, в связи с чем, Ким К.Б. постановлением главы Кушвинского городского округа № 1469 от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 11). В период до 2006 года Ким К.Б. находилась в ГОУ СО «<данные изъяты>» как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласно акта обследования жилого помещения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оно не пригодно для проживания, дверной проем забит досками, комната внутри выгорела в результате пожара, ремонт не производился, в помещении длительное время никто не проживает, остекление оконной рамы нарушено, окно забито фанерой (л.д. 13). Право на предоставления жилья вне очереди у Ким К.Б. возникло с 2006 года, но до настоящего времени не реализовано. Последняя недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности на территории Кушвинского городского округа и городского округа Верхняя Тура не имеет (л.д. 42).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Ким К.Б. признается судом законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2010 года меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются за счет средств областного бюджета.
Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям - сиротам. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Ким К.Б. являлась лицом из числа детей, оставшейся без попечения родителей. При определении ее в детский дом за ней было закреплено жилое помещение, которое впоследствии было приведено в непригодное для проживания состояние, что было установлено еще в 2005 году, то есть до достижения ею совершеннолетнего возраста, в связи с чем, постановлением главы Кушвинского городского округа она была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
То обстоятельство, что официально указанное жилое помещение не признано непригодным для проживания не может служить препятствием для предоставления заявительнице жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её нуждаемость в жилье была установлена до достижения совершеннолетия в период нахождения в детском доме, когда она была включена в список лиц имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди ввиду непригодности закрепленного за ней жилья и в настоящее время право на предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, послуживших основанием для несвоевременного решения вопроса о признании жилья непригодным дл проживания, соответственно суд приходит к выводу о том, что Ким К.Б. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. На данный момент она достигла совершеннолетнего возраста, постоянного места жительства не имеет, денежных средств для его приобретения также не имеет, проживает у посторонних людей, до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.
На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего – 33 кв.м.
На основании изложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Ким К.Б. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, не ниже 33 кв.м., для Ким К.Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области после приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа заключить с Ким К.Б. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца через Кушвинский городской суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
Председательствующий: Ю.П. Кручинин