Решение в мотивированном виде составлено 02 марта 2012 года
2-148
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2012 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Романовой Н.Н.,
с участием помощника прокурора г. Кушвы Козициной М.А.,
при секретаре Новеньких Ю.А.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах Петренко (Ярковой) И.И. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Яркова И.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как ее родители ФИО1 и ФИО2 решениями Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно лишены родительских прав.
Яркова И.И. сменила фамилию на Петренко в связи с регистрацией брака.
Прокурор города Кушвы обратился в Кушвинский городской суд с иском в защиту интересов Петренко И.И. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении Петренко И.И. как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения, не менее 33 кв. метров.
В судебном заседании помощник прокурора города Кушвы Козицина М.А. исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила следующее.
После лишения родителей Петренко И.И. родительских прав она на основании постановления главы <адрес> № 620 от ДД.ММ.ГГГГ была помещена в <данные изъяты>, где и проживала до совершеннолетия. Этим же постановлением за Петренко И.И. было закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>. На основании постановления главы Кушвинского городского округа № 1005 от ДД.ММ.ГГГГ Петренко И.И. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Закрепленное ранее за ней жилье разрушено и для проживания не пригодно, что подтверждается актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. На месте этого дома в данный момент находится пустырь. В настоящее время Петренко И.И. зарегистрирована в ГКОУ СО «<данные изъяты>», находящемся по адресу: <адрес>. Фактически проживает в общежитии по адресу: <адрес>, жилье снимает.
Петренко И.И. обладает правом на предоставление ей жилья вне очереди. Поскольку на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области нарушило действующее законодательство, не выделив бюджетных средств на обеспечение жильем Петренко И.И., а администрация Кушвинского городского округа не приняла мер по обеспечению ее жильем.
Петренко И.И., не имея благоустроенного жилья, проживая во временном жилье, не имеет возможности защитить свои права, не может получить благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим требованиям, где могла бы проживать.
В связи с чем, просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушве Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Петренко И.И. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать администрацию Кушвинского городского округа заключить с Петренко И.И. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
Заинтересованное лицо Петренко И.И. в судебном заседании изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, исковые требования поддержала, суду пояснила, что в настоящее время не имеет собственного жилья, проживает в общежитии временно. Состоит в очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей. Жильем не обеспечена до настоящего времени, жилье снимает. Жилье, которое ранее за ней было закреплено, фактически разрушено и для проживания не пригодно.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, свою позицию изложил в письменном заявлении. Подтвердил, что является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, исковые требования по существу не признал (л.д. 28-30).
Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, по существу иска указала следующее. Петренко И.И. действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. При помещении Петренко И.И. в <данные изъяты> за ней было закреплено жилое помещение, которое в настоящее время фактически отсутствует. В связи с этим, она включена в список лиц, имеющих право на внеочередное жилье.
На территории Кушвинского городского округа в соответствии с решением Кушвинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 351 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма следующая: на одиноко проживающих – 33 кв. метра и т. д.
Распределение детям-сиротам жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. После распределения приобретенных жилых помещений в установленном порядке детям, оставшимся без попечения родителей, они безвозмездно передаются в муниципальную собственность и предоставляются последним по договорам социального найма.
Не возражает против удовлетворения иска при условии приобретения жилого помещения за счет средств областного бюджета Свердловской области, распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области приобретенного жилого помещения Петренко и передачи жилого помещения в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Представитель третьего лица на стороне истца – юрист ТОИОГВ Управления социальной защиты населения года Кушва ФИО4, действующая на основании доверенности № 966 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила суду следующее. В настоящее время Петренко в связи с достижением совершеннолетия является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее на основании постановления Главы администрации Кушвинского городского округа Петренко в связи с лишением ее родителей родительских прав была помещена в <данные изъяты> и включена в список на внеочередное получение жилья. Петренко И.И. в настоящий момент находится в трудном положении: по достижении 18 лет ей не предоставили благоустроенного жилого помещения, самостоятельных средств для приобретения такового у нее нет. В настоящее время она проживает в общежитии, снимая жилье. Соответственно считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
Выслушав помощника прокурора Козицину М.А., поддержавшую иск, учитывая мнение ответчиков, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Судом установлено и ответчиком не оспаривался тот факт, что Петренко (Яркова) И.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Согласно свидетельства о рождении родителями Петренко И.И. являются ФИО1 и ФИО2 (л.д. 5).
Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Петренко И.И. – ФИО1 лишен родительских прав в отношении нее (л.д. 10-11). Мать Петренко И.И. – ФИО2 (ранее ФИО2) О.В. лишена родительских прав в отношении дочери решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9)
Постановлением главы <адрес> № 620 от ДД.ММ.ГГГГ Яркова Н.И. была помещена в ГОУ СО «<данные изъяты>», а также за ней закреплено жилье по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Постановлением главы МО «<адрес>» № 1005 от ДД.ММ.ГГГГ Яркова И.И. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как закрепленное ранее за ней жилье разрушено и для проживания не пригодно (л.д. 12).
Петренко (Яркова) И.И. не обладает каким-либо недвижимым имуществом, что подтверждается информацией, предоставленной Кушвинским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, Филиалом «Кушвинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (л.д. 15, 16).
У суда не вызывает сомнения тот факт, что на данный момент Петренко И.И. как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Этот факт в судебном заседании подтвердили как сама Петренко, так и прокурор г. Кушвы, и представитель органа опеки и попечительства, участвующие в рассмотрении иска по существу. В <данные изъяты> Петренко не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, так как достигла совершеннолетия.
В силу п.п. 2, 5 постановления Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, утвердившего «Порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», главным распорядителем средств бюджета Свердловской области для обеспечения жильем указанной категории лиц является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 года № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, возложены с 1 января 2010 года на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Однако последнее в нарушение норм действующего законодательства до настоящего времени не выделило средств на обеспечение Петренко жильем.
Суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора города Кушвы о предоставлении Петренко И.И. благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами, установленными законодательством, так как он в настоящее время не имеет какого-либо жилого помещения, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения.
Требования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предполагают предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, что означает разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
На основании п.п. 8 ч. 1 ст. 333.20 и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, прокурор и Администрация КГО как орган местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Петренко И.И. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения из числа детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушве Свердловской области не ниже установленных социальных норм (не ниже 33 кв. метров) для Петренко И.И. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Петренко И.И. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение после передачи в казну Кушвинского городского округа приобретенного Министерством строительства и архитектуры Свердловской области для Петренко И.И. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский Областной суд с подачей жалоб через канцелярию Кушвинского городского суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
Судья Кушвинского
городского суда Н.Н. Романова