Решение от 26.03.12г о признании права собственности в порядке наследования



2 -234                                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кушва 26 марта 2012 года

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Чебан В.С.,

при секретаре Батмановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селивановой Г.З. и Муртазина Н.З. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Территориальному управлению Росимуществом в Свердловской области об установлении факта принятия наследства, о признании жилого дома наследственным имуществом, о признании истцов наследниками, о признании за истцами права общей долевой собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Селиванова Г.З. и Муртазин Н.З. обратились в суд с исковым заявлением об установлении факта принятия ими наследства открывшегося после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, о признании их наследниками первой очереди, о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> наследственным имуществом, о признании за ними права общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования по закону.

В судебном заседании Селиванова Г.З. поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что родители имели в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Этот дом был выстроен отцом на месте старого дома, который он приобрел по договору купли – продажи в 1957 году. Строительство нового дома было завершено в 1980 году. В семье их было трое детей, она и двое братьев. В детстве они проживали в доме, после создания своих семей стали жить отдельно от родителей. Отец – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти мать проживала в доме, к нотариусу для принятия наследства не обращалась. Пользовалась домом до момента своей смерти, оплачивала все платежи, связанные с содержанием дома. Тем самым приняла наследство. Мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти в дом переехал брат Муртазин Н.З., проживает по настоящее время. Она совместно с Муртазиным Н.З. пользуется домом и огородом. К нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти матери они не обращались. Наследство приняли фактически, пользуются домом и земельным участком, несут расходы по его содержанию. Желают оформить наследство должным образом, во внесудебном порядке сделать это не представляется возможным, поэтому обратились в суд с данным иском. Они являются единственными наследниками первой очереди, брат ФИО3 умер еще до смерти родителей, 25 лет назад. Он своей семьи не имел. Других наследников нет. Дом не был предметом спора, никто и никогда не предъявлял претензий по вопросу права собственности на указанное имущество.     В связи с чем просит суд удовлетворить заявленные ими исковые требования в полном объеме, признать за ними право общей долевой собственности по ? доле в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.

Муртазин Н.З. в суд не явился, представил заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает. Дело просит рассматривать без его участия (л.д. 42).

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориального управления Росимуществом в Свердловской области в суд не явился. Направил телефонограмму, в которой, указал, что о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил гражданское дело по иску Селивановой Г.З. и Муртазина Н.З. об установлении факта принятия наследства, о признании жилого дома наследственным имуществом, о признании истцов наследниками, о признании за истцами права общей долевой собственности на жилой дом рассматривать без участия представителя Агентства. Возражений против удовлетворения требований Селивановой Г.З. и Муртазина Н.З. не имеет (л.д.43).

Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При данных обстоятельствах, учитывая, что спор между сторонами фактически отсутствует, суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца Муртазина Н.З. и представителя ответчика.

Судом были исследованы следующие материалы дела.

Согласно свидетельства о заключении брака ФИО1 и ФИО2 состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

В соответствии со свидетельствами о рождении, представленным на л.д. 7, 8 родителями Муртазина Н.З. и ФИО5 (после заключения брака Селивановой) Г.З. являются ФИО1 и ФИО2.

Из свидетельств о смерти, представленных на л.д. 10, 11 следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

На л.д. 12, 13 представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ о купле – продаже ФИО1 жилого дома по адресу: <адрес>. Договор удостоверен нотариусом ФИО4

Согласно кадастрового паспорта здания, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из одного этажа (количество этажей – 1, количество подземных этажей – 1), имеет общую площадь 56,5 кв.м., инвентарный номер . На земельном участке имеются служебные постройки и сооружения: навесы – литеры Г, Г1, погреб – литера Г4, ворота – литера I (л.д. 33, 34).

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ № 243, выданной филиалом «Кушвинское БТИ и РН», подтверждается, что по данным технической инвентаризации инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 333354 рубля (л.д. 36).

Выслушав истца Селиванову Г.З., ознакомившись с позицией истца Муртазина Н.З. и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела и дав им оценку, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 и статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ФИО1 в период брака с ФИО2 приобрел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Затем на месте старого дома им был выстроен новый дом, строительство завершено в 1980 году. ФИО1 пользовался данным домом, проживал в нем со своей семьей. После смерти ФИО1 наследство, в том числе в виде указанного жилого дома, фактически приняла его супруга ФИО2, до момента смерти открыто, добросовестно и непрерывно им пользовалась, несла расходы по его содержанию. Претензий со стороны третьих лиц в отношении данного дома не предъявлялись, и не предъявляются в настоящее время. При данных обстоятельствах суд считает, что ФИО2 владела жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> на праве собственности.

Согласно ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

Согласно ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

В ходе судебного заседания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, приходящаяся Селивановой Г.З. и Муртазину Н.З. матерью умерла. Селиванова Г.З. и Муртазин Н.З. фактически приняли наследство, в том числе в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не оформляя его юридически. При жизни матери и после ее смерти пользовались данным домом, Муртазин Н.З. проживает в нем и в настоящее время. Они приняли меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, вступили во владение и управление наследственным имуществом, о чем свидетельствуют их действия имевшие место после смерти наследодателя, а именно они следили за домом, открыто им пользуются, поддерживают в нем порядок и содержат его в состоянии пригодном для дальнейшего использования. Несут за свой счет расходы по оплате платежей по содержанию дома. Принимая во внимание вышеизложенное суд считает Селиванову Г.З. и Муртазина Н.З. принявшими наследство, открывшееся после смерти ФИО2

В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят не только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, но также имущественные права и обязанности. Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При данных обстоятельствах суд считает возможным включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> литеры А, А1, а, а1, в состав наследства открывшегося после смерти ФИО2

После смерти ФИО2 наследниками первой очереди являются ее дети Селиванова Г.З. и Муртазин Н.З. Учитывая изложенное, суд признает Селиванову Г.З. и Муртазина Н.З. наследниками первой очереди, в отношении наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти их матери ФИО2

В силу п. 2 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Кроме того суд признает за Селивановой Г.З. и Муртазиным Н.З. по ? доли за каждым в праве общей долевой собственности, в порядке наследования по закону, на недвижимое имущество – здание, жилой дом, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., с инвентарным номером , с расположенными на земельном участке служебными постройками и сооружениями: навесы – литеры Г, Г1, погреб – литера Г4, инвентаризационной стоимостью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 333354 рубля.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Селивановой Г.З. и Муртазина Н.З. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Территориальному управлению Росимуществом в Свердловской области об установлении факта принятия наследства, о признании жилого дома наследственным имуществом, о признании истцов наследниками, о признании за истцами права общей долевой собственности на жилой дом удовлетворить.

Установить факт принятия Селивановой Г.З. и Муртазиным Н.З. наследства, открывшегося после смерти их матери – ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Признать Селиванову Г.З. и Муртазина Н.З. принявшими наследство, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО2.

Признать Селиванову Г.З. и Муртазина Н.З. наследниками первой очереди в отношении наследства: здания – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО2.

Включить здание – жилой дом, расположенное по адресу: <адрес>, в состав наследства открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Селивановой Г.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> ? долю в праве общей долевой собственности в порядке наследования по закону на недвижимое имущество – здание, жилой дом, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 56,5 кв.м., с инвентарным номером , с расположенными на земельном участке служебными постройками и сооружениями: навесы – литеры Г, Г1, погреб – литера Г4, инвентаризационной стоимостью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 333354 рубля.

Признать за Муртазиным Н.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> ? долю в праве общей долевой собственности в порядке наследования по закону на недвижимое имущество – здание, жилой дом, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., с инвентарным номером , с расположенными на земельном участке служебными постройками и сооружениями: навесы – литеры Г, Г1, погреб – литера Г4, инвентаризационной стоимостью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 333354 рубля.

Вынесенный судебный акт по данному делу является основанием для внесения записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Председательствующий судья -                 В.С. Чебан