Решение от 15.05.12г о предоставлении жилого помещения сироте



2-298

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2012 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Козициной М.А.,

при секретаре Ким И.Л.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Кудрявцевой В.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

    

    Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Кудрявцевой В.В., в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для неё за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Кушва Свердловской области не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Кудрявцевой В.В. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения после передачи этого жилого помещения в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

    В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой г. Кушва проверкой на основании обращения Кудрявцевой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по вопросу предоставления жилья установлено, что последняя является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать ФИО6 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Сведения об отце заявительницы отсутствуют. На основании постановления главы г. <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцевой В.В. назначен опекун ФИО4 Зарегистрирована Кудрявцева по адресу: <адрес>, комнаты . Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцева В.В. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как закрепленное за ней жилье расположено в специализированном жилищном фонде и обладает статусом общежития. Проверка установила, что постановлением правительства Свердловской области № 93-ПП от ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом, в котором зарегистрирована заявительница, передан в муниципальную собственность как жилой. В то же время по адресу: <адрес>, помимо Кудрявцевой зарегистрировано еще 6 человек. При этом общая площадь комнат составляет 44,8 кв.м., то есть на одного члена семьи приходится менее учетной нормы жилья. Следовательно Кудрявцева В.В. является лицом нуждающимся в жилье, и была таковым еще в ДД.ММ.ГГГГ году в несовершеннолетнем возрасте. В данное время Кудрявцева проживает у бывшего опекуна по адресу: г. <адрес>. Жилья на праве собственности она не имеет, средствами для его приобретения не располагает. Право на получение жилья вне очереди у Кудрявцевой возникло в ДД.ММ.ГГГГ году, однако до настоящего времени она не обеспечена жильем. Жилое помещение, которое необходимо предоставить Кудрявцевой, должно быть не менее 33 кв.м. исходя из нормы предоставления площади жилья, установленной решением Кушвинской городской Думы от 22 сентября 2005 года № 351.

Помощник прокурора г. Кушвы Козицина М.А. в судебном заседании исковые требования в интересах Кудрявцевой В.В.. поддержала, просила суд их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Кудрявцева В.В. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором исковые требования прокурора г. Кушвы поддержала, дело просила рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 23).

Представитель третьего лица – ведущий специалист отдела семейной политики, опеки и попечительства Управления социальной защиты населения г. Кушва ФИО5, действующая на основании доверенности № 966 от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора в интересах Кудрявцевой В.В. поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что Кудрявцева относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим она имеет право на внеочередное предоставление жилья, которое до настоящего времени ею не реализовано.

Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа ФИО1 по доверенности, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление (л.д. 15-16) указала, что Кудрявцева В.В. действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находилась под опекой, постановлением главы муниципального образования г. Кушва № от ДД.ММ.ГГГГ включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22 сентября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9 кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети, оставшиеся без попечения родителей, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2011 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых с 1 января 2010 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур по приобретению и передаче жилья для лиц указанной категории в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае, если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Кудрявцевой В.В., отвечающее установленным требованиям, которое будет передано в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с ней договор социального найма приобретенного жилого помещения.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области – временно исполняющий обязанности министра строительства и архитектуры СО ФИО2 дело просил рассмотреть в отсутствие представителя министерства (л.д. 20-23). В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда, указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям. Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении ему жилого помещения, тем самым требует возложить на Министерство обязанность, не предусмотренную законом. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает, что детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения вне очереди предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, выделяя тем самым данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Однако ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не установлен определенный срок, в течение которого с момента получения гражданами, относящимися к категории детей, оставшихся без попечения родителей, такого статуса и нуждающихся в жилых помещениях, должно быть предоставлено жилье. Также данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, исходя из аналогии с порядком, предусмотренным в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с отсутствием конкретных норм, специально регулирующих жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, применению в соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Это не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей, так как такие отношения являются лишь одним из видов жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в таковом. Кроме того, п. 11 «Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных для обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей. Затем на основании п. 12 указанного Порядка Фонд направляет в Министерство сведения по распределению построенных либо приобретенных жилых помещений. Министерство на основании этих данных готовит приказы о распределении детям, оставшимся без попечения родителей, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Соответственно приобретение и предоставление Кудрявцевой жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения, будет противоречить п.п. 11, 12 указанного Порядка. Право на внеочередное предоставление жилья, предусмотренное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, заключается возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз.1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Прокурор фактически просит суд предоставить Кудрявцевой В.В. дополнительное право по сравнению с другими детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Суд, принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, дав в совокупности оценку предоставленным доказательствам, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах ФИО3 признается судом законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из позиции Конституционного суда РФ, изложенной в п. 2.2 определения № 746-О-О от 07 июня 2011 года, правовое регулирование, закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Системный анализ п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса в совокупности с ч. 1 ст. 57, ч. 2 ст. 49, ст. 51, п.п. 1,3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что закон предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

В соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2011 года меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13 ноября 2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма после выполнения предусмотренных Порядком предоставления жилья действий в совокупности Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», органами местного самоуправления.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределению жилых помещений таким детям. После распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22 сентября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кушвинского городского округа определена на одного проживающего – 33 кв.м.

Установлено, что Кудрявцева В.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 8), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО6 лишена родительских прав решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), а сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери, то есть юридически отец отсутствует. На основании постановления главы г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей был назначен опекун ФИО4 (л.д. 9). Постановлением главы МО «<адрес>» она была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 11). Согласно копии паспорта Кудрявцева В.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, ком. 3-5 (л.д. 6). Помимо нее по этому адресу зарегистрировано еще 5 человек, что подтверждается ответом на запрос из жилищного отдела администрации КГО (л.д. 12). Жилья на праве собственности на территории Кушвинского городского округа Кудрявцева В.В. не имеет, что подтверждается отсутствием сведений о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (л.д. 14).

Таким образом, Кудрявцева В.В. относится к числу детей-сирот. При назначении опекуна за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением главы муниципального округа <адрес> она была включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как указанное жилье являлось общежитием. Помещение, в котором она зарегистрирована, также зарегистрировано еще 5 человек. <адрес> комнат составляет 44,8 кв.м. Соответственно норма предоставления жилья не соответствует установленной решением Кушвинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцева В.В. достигла совершеннолетнего возраста, соответственно опекунство над ней было прекращено. С момента достижения совершеннолетия Кудрявцева имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени она не обеспечена органами исполнительной власти соответствующим жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, установленным социальным нормам, в связи с чем, заявленные исковые требования суд находит законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Кудрявцевой В.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.

    Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Кушва Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, не менее 33 кв.м., для Кудрявцевой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

    Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области после приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа заключить с Кудрявцевой В.В. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца через Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

    

Судья Кушвинского

городского суда Кручинин Ю.П.