Решение от 08.06.12г о понуждении провести ремонт дорог



2-384

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кушва 08 июня 2012 года

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Чебан В.С.,

с участием помощника прокурора города Кушвы Мамедова Р.Ф.,

при секретаре Батмановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура, Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, муниципальному бюджетному учреждению городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» о возложении обязанности провести ремонт дорог,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор города Кушвы Свердловской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура, Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, муниципальному бюджетному учреждению городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» о возложении обязанности провести ремонт дорог.

В судебном заседании помощник прокурора города Кушвы Мамедов Р.Ф. уточнил исковые требования и просил суд возложить на Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством и муниципальное бюджетное учреждение городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» обязанность провести ремонт автомобильных дорог, расположенных на территории городского округа Верхняя Тура по следующим улицам: улица К.Маркса в районе дома №14, улица Мира участок от перекрёстка с переулком Школьный до перекрестка с переулком Макеровский, улица Машиностроителей участки от перекрёстка с улицей К.Либкнехта до улицы Володарского и участок дороги напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ, улица Гробова участок от перекрёстка с улицей Володарского до улицы 8 Марта, переулок Школьный участок от перекрёстка с у лицей Машиностроителей до перекрёстка с улицей Мира. Предоставить срок для проведения ремонтных работ не позднее 01 июня 2013 года.

Обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура выделить необходимый объем денежных средств на ремонт автомобильных дорог, расположенных на территории городского округа Верхняя Тура по следующим улицам: улица К.Маркса в районе дома №14, улица Мира участок от перекрёстка с переулком Школьный до перекрестка с переулком Макеровский, улица Машиностроителей участки от перекрёстка с улицей К.Либкнехта до улицы Володарского и участок дороги напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ, улица Гробова участок от перекрёстка с улицей Володарского до улицы 8 Марта, переулок Школьный участок от перекрёстка с улицей Машиностроителей до перекрёстка с улицей Мира.

В обоснование пояснил, что проведенной проверкой установлено, что на территории городского округа Верхняя Тура находятся в неудовлетворительном состоянии автомобильные дороги: г. Верхняя Тура ул.К.Маркса в районе д. №14 (выбоина глубиной более 5см.), участок от перекрёстка с ул. Свердлова до Верхнетуринского кладбища (ямочность покрытия проезжей части дороги). г. Верхняя Тура ул. К.Либкнехта участки от въезда в город, район моста через реку «Сива», перекрёсток с ул. Машиностроителей (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5см.). г. Верхняя Тура ул.Мира участки от перекрёстка на ВТГБ до д.№1-а и от перекрёстка с пер. Школьный до пер. с переулком Макеровский (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5 см., разрушение асфальтобетонного покрытия). г. Верхняя Тура ул. Машиностроителей участки от перекрёстка с ул. К.Либкнехта до ул. Володарского и участок напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5 см., колейность асфальтобетонного покрытия). г. Верхняя Тура ул.Гробова участок от перекрёстка с ул.Володарского до ул.8 Марта (ямочность покрытия проезжей части дороги выбоины глубиной более 5 см.). г. Верхняя Тура переулок Школьный участок от перекрёстка с ул. Машиностроителей до перекрёстка с ул. Мира (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5 см., разрушение асфальтобетонного покрытия).     Данный факт подтверждается совместным актом обследования улично – дорожной сети территории Кушвинского, Верхнетуринского городских округов прокуратурой и ОГИБДД ММО МВД "Кушвинский" от 02 мая 2012 года.

    В соответствии со статьей 34-2 Устава Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура «Комитет по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством» является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. К полномочиям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация Городского округа Верхняя Тура является главным распорядителем средств местного бюджета. Администрацией Городского округа Верхняя Тура необходимый объем денежных средств на осуществление ремонта автомобильных дорог не выделяется.

В силу пункта 3.1.1 Положения о Комитете по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, утвержденного Решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 25.02.2009 года № 40 к функциям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МБУ «Благоустройство» на основании ч. 2 Раздела 2 Устава МБУ Городского округа Верхняя Тура «Благоустройство», утвержденного постановлением Председателя Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством от 13.12.2011 года №13 осуществляет работы общестроительные по устройству дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных и пешеходных дорог.

Проблема ремонта дорог требует пристального внимания, поскольку зачастую связана с реальной угрозой жизни и здоровья людей. В отсутствие надлежащего содержания представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.     Нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку не проводится должный ремонт дорожного покрытия и контроль со стороны Администрации городского округа Верхняя Тура, в результате чего могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей оказавшихся на дорожном покрытии, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание вышеизложенное просит суд удовлетворить исковые требования.

    Представитель ответчика – Администрации городского округа Верхняя Тура ФИО2., действующая на основании доверенности № 030/10 от 10 января 2012 года с исковыми требованиями прокурора согласилась. Суду сообщила, что на 2012 год бюджет сформирован. По решению Кушвинского городского суда от 27 июля 2011 года на администрацию была возложена обязанность до октября 2012 года отремонтировать часть дорог, расположенных на территории городского округа Верхняя Тура. На 2012 год в местном бюджете городского округа Верхняя Тура запланированы денежные средства на проведение ремонтных работ на участках дорог. Перечень дорог, о ремонте которых заявил прокурор, могут быть запланированы только на 2013 год. Со сроком предложенным прокурором о проведении ремонтных работ до 01 июня 2013 года согласна.

    Председатель Комитета по управлению городским и коммунальным хозяйством ФИО1 против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал. Суду рассказал, что когда закладывались деньги в бюджет на 2012 год, то повреждений автомобильных дорог указанных прокурором в иске не было. Эти выбоины образовались после зимы. По выявленным недостаткам дорог, они смогут только к октябрю 2012 года подготовить проектную документацию, и направить в область на согласование. Зимой дороги не ремонтируются. Кроме того нужно проводить экспертное ценообразование. Вся эта процедура занимает несколько месяцев. Со сроком до 01 июня 2013 года согласен

    Представитель муниципального бюджетного учреждения городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» с суд не явился. При данных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя данного ответчика.

    Судом исследованы письменные материалы дела.

В акте обследования улично-дорожной сети территорий Кушвинского, Верхнетуринского городских округов от 02 мая 2012 года (л.д. 6, 7) указано, что на основании запроса прокурора г. Кушвы было проведено обследование эксплуатационного состояния улично-дорожной сети городского округа Верхняя Тура, в ходе которой были выявлены следующие недостатки: г. Верхняя Тура ул.К.Маркса в районе д. №14 (выбоина глубиной более 5см.), участок от перекрёстка с ул. Свердлова до Верхнетуринского кладбища (ямочность покрытия проезжей части дороги). г. Верхняя Тура ул. К.Либкнехта участки от въезда в город, район моста через реку «Сива», перекрёсток с ул. Машиностроителей (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5см.). г. Верхняя Тура ул.Мира участки от перекрёстка на ВТГБ до д.№1-а и от перекрёстка с пер. Школьный до пер. с переулком Макеровский (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5 см., разрушение асфальтобетонного покрытия). г. Верхняя Тура ул. Машиностроителей участки от перекрёстка с ул. К.Либкнехта до ул. Володарского и участок напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5 см., колейность асфальтобетонного покрытия). г. Верхняя Тура ул.Гробова участок от перекрёстка с ул.Володарского до ул.8 Марта (ямочность покрытия проезжей части дороги выбоины глубиной более 5 см.). г. Верхняя Тура переулок Школьный участок от перекрёстка с ул. Машиностроителей до перекрёстка с ул. Мира (ямочность покрытия проезжей части дороги, выбоины глубиной больше 5 см., разрушение асфальтобетонного покрытия).

Согласно Устава Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура «Комитет по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством» является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Так в частности к полномочиям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация Городского округа Верхняя Тура является главным распорядителем средств местного бюджета (л.д. 10-12).

В соответствии с Положения о Комитете по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, утвержденного Решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 25.02.2009 года № 40 к функциям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 13, 14).

На основании Устава муниципального бюджетного учреждения городского округа Верхняя Тура «Благоустройство», утвержденного постановлением Председателя Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством от 13.12.2011 года № 13 данное учреждение осуществляет работы общестроительные по устройству дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных и пешеходных дорог (л.д. 15).

    Суд, выслушав доводы прокурора, правовые позиции ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, обращение прокурора города Кушвы Свердловской области с указанными исковыми требованиями признается судом законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

    Исходя из положений ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в числе иных относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).

    Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Судом установлено, что автомобильные дороги, находящиеся в городском округе Верхняя Тура: улица К.Маркса в районе дома №14, улица Мира участок от перекрёстка с переулком Школьный до перекрестка с переулком Макеровский, улица Машиностроителей участки от перекрёстка с улицей К.Либкнехта до улицы Володарского и участок дороги напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ, улица Гробова участок от перекрёстка с улицей Володарского до улицы 8 Марта, переулок Школьный участок от перекрёстка с у лицей Машиностроителей до перекрёстка с улицей Мира, являются собственностью городского округа Верхняя Тура (л.д. 33-37). Данные дороги относятся к автомобильным дорогам местного значения и имеют существенную транспортную нагрузку.

Пунктом 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11 октября 1993 года, установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Наличие повреждений на дорожном покрытии на вышеуказанных улицах зафиксировано в акте обследования улично-дорожной сети территорий Кушвинского, Верхнетуринского городских округов от 02 мая 2012 года.

    Согласно разделу 1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

    Судом установлено, что Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством и муниципальное бюджетное учреждение городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» обязано вести контроль за надлежащим состоянием дорог общего пользования городского округа Верхняя Тура. В то же время Администрация городского округа Верхняя Тура как собственник этого имущества должна нести расходы по его содержанию и контролировать деятельность организации, осуществляющей содержание и ремонт дорог. Однако ответчики надлежащим образом свои обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования не выполняют.

    Принимая во внимание вышеизложенное суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора города Кушвы и возложении на ответчиков обязанности произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования расположенных на территории городского округа Верхняя Тура, согласно определенного перечня.

В силу п.п. 9, 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и истец, и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Иск прокурора города Кушва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура, Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, муниципальному бюджетному учреждению городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» о возложении обязанности провести ремонт дорог удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством и муниципальное бюджетное учреждение городского округа Верхняя Тура «Благоустройство» провести ремонт следующих автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории городского округа Верхняя Тура: улица К.Маркса в районе дома №14, улица Мира участок от перекрёстка с переулком Школьный до перекрестка с переулком Макеровский, улица Машиностроителей участки от перекрёстка с улицей К.Либкнехта до улицы Володарского и участок дороги напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ, улица Гробова участок от перекрёстка с улицей Володарского до улицы 8 Марта, переулок Школьный участок от перекрёстка с у лицей Машиностроителей до перекрёстка с улицей Мира, в срок не позднее 01 июня 2013 года.

Обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура выделить необходимый объем денежных средств на ремонт автомобильных дорог, расположенных на территории городского округа Верхняя Тура: улица К.Маркса в районе дома №14, улица Мира участок от перекрёстка с переулком Школьный до перекрестка с переулком Макеровский, улица Машиностроителей участки от перекрёстка с улицей К.Либкнехта до улицы Володарского и участок дороги напротив заводоуправления ФГУП ВТМЗ, улица Гробова участок от перекрёстка с улицей Володарского до улицы 8 Марта, переулок Школьный участок от перекрёстка с у лицей Машиностроителей до перекрёстка с улицей Мира.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.

    Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Судья: В.С. Чебан