Решение от 18.07.12г о предоставлении жилого помещения сироте



2-533 Р Е Ш Е Н И Е    

Именем Российской Федерации

город Кушва 18 июля 2012 года

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Чебан В.С.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Смирнова С.А.

при секретаре Батмановой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушва в интересах Лопатина Р.О. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

    

    Прокурор города Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в защиту интересов Лопатина Р.О., в котором просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Лопатина Р.О. за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Верхняя Тура Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 33 кв.м. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура. Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура заключить с Лопатиным Р.О. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения после передачи приобретенного жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура.

    В судебном заседании помощник прокурора города Кушва Смирнов С.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям изложенным в иске. Суду пояснил, что Лопатин Р.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кушвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО2 лишена родительских прав. Решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО1 так же лишен родительских прав в отношении сына.

    Фактически с 2004 года Лопатин Р.О. остался без попечения родителей, так как мать находилась в розыске, а отец от семьи длительное время проживал отдельно. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 426 "Об установлении опеки над несовершеннолетним", Лопатин Р.О. передан под опеку ФИО4 Указанным постановлением за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

    Приказом УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ № 274 Лопатину назначен другой опекун ФИО3, так как мать отбывала наказание в виде реального лишения свободы, а место нахождения отца неизвестно. Указанным приказом опекун обязан осуществить постановку на внеочередной учет в качестве нуждающегося в жилье.

    Постановлением главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ Лопатин Р.О. признан нуждающимся в жилье. Он правомерно включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как его жилье признано непригодным для проживания еще до его совершеннолетия, хотя постановление главой издано после его совершеннолетия.

    Согласно акта обследования жилья от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> еще в 2004 году было разрушено. В настоящее время Лопатин проживает у бывшего опекуна по адресу: <адрес>.

     В нарушение норм действующего законодательства Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по настоящее время не выделило бюджетные средства на обеспечение жильем Лопатина Р.О., а Администрация городского округа Верхняя Тура не приняла мер по обеспечению его жильем.

    Право на получение жилья вне очереди им не было реализовано с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени жилье не предоставлено. Собственных средств на покупку жилья он не имеет. В силу указанных обстоятельств Лопатин Р.О. не имея благоустроенного жилья, не имеет возможности защитить свои права самостоятельно. Не может получить благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим требованиям, где мог бы проживать.    Просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Лопатина Р.О. за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Верхняя Тура Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 33 кв.м. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура. Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура заключить с Лопатиным Р.О. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения после передачи приобретенного жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура.

    Лопатин Р.О. суду рассказал, что заявлением прокурора, заявленное в его интересах он полностью поддерживает и просит удовлетворить. Он с четырех лет проживал у соседки ФИО3, так как мать его бросила. В 2011 году мать и отца на основании решений судов лишили родительских прав. Отца он не знает совсем.    Ему известно, что мать отбывала наказание в местах лишения свободы. Барак по адресу: <адрес>, в котором он проживал, давно разрушен, но у него сохранилась регистрация по данному адресу. Временно проживает у бывшего опекуна ФИО3, так как больше ему жить негде. Своего жилья не имеет, и приобрести его самостоятельно не в состоянии.

    Представитель ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 19 – 18). С исковыми требованиями прокурора согласен.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В представленном отзыве ответчик возражает против заявленных исковых требований по основаниям изложенным в отзыве. Дело просил рассматривать в отсутствие своего представителя (л.д. 19 – 27).

Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При данных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей соответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура.

    Представитель третьего лица на стороне истца – отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Кушве ФИО5, действующая на основании доверенности № 5 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила суду, что Лопатин Р.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители уклонялись от воспитания. В четыре года Р.О. остался без попечения родителей. Мать его отправила жить к соседке ФИО4, а сама ушла. Могла по полгода не появляться дома. За ребенком не смотрела. Отца Р.О. не знает с детства. Впоследствии его мать была лишена родительских прав. Отбывала наказание в исправительной колонии. После освобождения приехала в город Верхняя Тура. За ребенком никакого жилья не закреплено. Проживал он с матерью в двух этажном деревянном бараке. В настоящее время барака практически нет. Он признал аварийным и ветхим. В данный момент Лопатин Р.О. проживает у опекуна ФИО3. Работает у индивидуального предпринимателя не оформлено. Не обучается, осенью подлежит призыву на военную службу. Лопатин Р.О., как лицо оставшееся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения не менее 33 кв.м. В интересах Лопатина Р.О. просит исковое заявление прокурора г. Кушва о предоставлении ему жилого помещения удовлетворить.

    Суд, выслушав прокурора, Лопатина Р.О., представителя третьего лица на стороне истца УСЗН, изучив правовые позиции соответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Согласно справки о рождении л.д. 5 родителями Лопатина Р.О. являются ФИО1 и ФИО2.

Решением Пригородного районного суда Свердловской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишен родительских прав в отношение Лопатина Романа Олеговича (л.д. 6).

Решением Кушвинского городского суда Свердловской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношение Лопатина Романа Олеговича (л.д. 7, 8).

Приказом территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской <адрес> Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской <адрес> по городу Кушве № 274 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена попечителем Лопатина Романа Олеговича. При этом жилое помещение за Лопатиным Р.О. не закреплено. На попечителя возложена обязанность осуществить постановку несовершеннолетнего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 11).

Постановлением главы городского округа Верхняя Тура № 45 от ДД.ММ.ГГГГ Лопатин Р.О. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской <адрес> социального использования. Лопатин Р.О. имеет регистрацию по адресу: город <адрес>, по заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № 45 данный дом признан ветхим и непригодным для проживания (л.д. 11).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> находится в состоянии не пригодном для проживания, что подтверждается актом обследования л.д. 10. В акте указано, что квартира расположена в двухэтажном деревянном бараке. Дом на половину разобран, квартира же под разобрана полностью, остались только стены, доски на полу отсутствуют.

Согласно уведомления УФСГРКиК по Свердловской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Лопатина Р.О. на объекты недвижимого имущества (л.д. 13). Кроме того справкой филиала «Кушвинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 264 подтверждено, что в информационной базе данных отсутствуют данные, что Лопатин Р.О. является собственником недвижимого имущества (л.д. 13).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Лопатина Р.О. признается судом законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года и последующие годы является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Распределение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении данной категории граждан жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Таким образом, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что Лопатин Р.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. После назначении ему попечителя он включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Лопатин Р.О. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № 45 данный дом признан ветхим и непригодным для проживания. По этой причине Лопатин Р.О., в установленном законом порядке, обоснованно был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, тем самым органом местного самоуправления признан действительно нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

В настоящее время Лопатин Р.О. достиг совершеннолетнего возраста, на государственном обеспечении не находится. Не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Собственного жилья не имеет. Денежных средств для приобретения собственного жилья нет. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени он не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Следовательно Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано выделить бюджетные средства для обеспечения жильем Лопатина Р.О., что в нарушение указанных норм действующего законодательства сделано не было.

В свою очередь после передачи Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобретенного жилого помещения в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура Администрация городского округа Верхняя Тура обязана незамедлительно заключить с Лопатиным Р.О. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.

Принимая во внимание вышеизложенного, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Иск прокурора города Кушва в интересах Лопатина Р.О. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.

    

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Верхняя Тура Свердловской области не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 33 кв.м. для Лопатина Р.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа <адрес>.

    

Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура Свердловской области заключить с Лопатиным Р.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> договор социального найма приобретенного для него жилого помещения после передачи приобретенного жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

    

Председательствующий судья В.С. Чебан