2-287
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2012 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,
при секретаре Булыгиной М.В.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровой А.И. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Территориального управления Росимущества Свердловской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в 1979 году купила жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
У ФИО1 имеется двое детей: Мантурова ФИО12, ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.
Мантурова А.И. обратилась в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Территориального управления <адрес> о признании права собственности за ней в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, представляющий собой одноэтажный бревенчатый дом общей площадью 28 кв.м., с двумя навесами, воротами и ограждением, инвентаризационной стоимостью 203 915 рублей.
В судебном заседании истец Мантурова А.И. исковые требования поддержала в полном объеме, в их обоснование пояснила следующее. В 1978 году ее мать ФИО1 на основании договора купли-продажи приобрела дом, расположенный по адресу: <адрес>. Однако документов, подтверждающих факт покупки, не сохранилось. Мать проживала в этом доме до момента смерти, следила за его сохранностью, содержала его, то есть приобрела право собственности на дом в силу приобретательской давности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. Ее отец ФИО3 умер еще в 1953 году. После смерти матери она фактически наследство в виде указанного дома приняла. Ее сестра ФИО5 отказалась от своей доли в наследстве в ее пользу. Данным домом она 78 году ее мать ФИО1 на основании договора купли-продажи приобрела дом, расположенный по адресу: <адрес>. Однако документов, подтверждающих факт покупки, не сохранилось. Данным домом она пользуется как дачей, отремонтировала его, установила пластиковые окна. В летний период времени она в доме проживает постоянно. Дом является бревенчатым, общей площадью 28 кв.м., инвентаризационной стоимостью 203 915 рублей. В будущем имеет намерение распорядиться данным домом по своему усмотрению, но сделать это без судебного решения о признании за ней права собственности на данный дом не может, так как, приняв фактически наследство в виде дома, она не обращалась в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Помимо истицы на данный дом никто не претендует. Вышеуказанный дом не является предметом споров, залога.
В связи с этим, просит признать за не право собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом Территориального управления <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в отзыве указал, что Территориальное управление (далее ТУ) <адрес> не может являться по данному гражданскому делу надлежащим ответчиком, так как дом, в отношении которого Мантурова просит признать право собственности, в территориальной государственной базе данных федерального имущества не значится. ТУ Росимущества может являться ответчиком только в том случае, когда право федеральной собственности на спорный жилой дом зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Поэтому просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо на стороне истца ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска. Подтвердила, что действительно отказывается от своей доли в наследстве, открывшемся после смерти матери ФИО1, в пользу своей сестры Мантуровой А.И.
Судом исследованы письменные материалы дела.
ФИО1 – мать заявительницы умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
Отец Мантуровой – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
В свидетельстве о рождении ФИО2 в качестве родителей указанны ФИО2 и ФИО3 (л.д. 7).
ФИО2 в связи с выходом замуж сменила фамилию на ФИО6 (л.д. 8). Фамилию Мантурова она взяла во втором браке (л.д. 10).
Факт того, что ФИО5 является дочерью ФИО1 и сестрой Мантуровой А.И., подтверждается свидетельством о ее рождении (л.д. 12) и свидетельством о заключении брака (л.д. 13).
В материалах дела имеется заявление ФИО5 о том, что он отказывается от своей доли наследства в пользу сестры Мантуровой А.И. (л.д. 14).
На основании кадастрового паспорта установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является одноэтажным строением общей площадью 28 кв.м., с двумя навесами, воротами и ограждением (л.д. 15-16).
Справкой от управляющего <адрес> подтверждается, что ФИО1 проживала по адресу: <адрес> с 1979 года по день смерти (л.д. 17).
Из справки филиала «Кушвинское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инвентаризационная стоимость жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 203 915 рублей (л.д. 18).
Выслушав истца, учитывая мнение ответчика, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 5.7, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от ДД.ММ.ГГГГ, оно осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
На основании указанного Положения суд считает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Территориального управления <адрес> надлежащим ответчиком по иску Мантуровой А.И. о признании права собственности на жилой дом, так как в настоящее время чьё-либо право собственности на данный дом не зарегистрировано. ФИО1, проживавшая в этом доме с 1979 по 2008 год, право собственности на данное жилье в установленном законом порядке не зарегистрировала. Поэтому до момента признания данного дома ее собственностью, а впоследствии и наследственным имуществом, никто иной, кроме ответчика не имеет полномочий по распоряжению этим домом, так как именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные подразделения являются представителями государства, обладающими такими полномочиями.
В силу ч. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Судом установлено, что ФИО1 с 1979 года проживала в доме по адресу: <адрес>. Каких-либо документов, подтверждающих ее право собственности на этот дом, не сохранилось. ФИО1 проживала в этом доме 17 лет. Помимо нее никто на данный дом не претендовал. Она содержала этот дом, следила за его сохранностью, то есть являлась добросовестным приобретателем. Поэтому суд признает за ФИО1 право собственности на указанный дом.
На основании п. 2 ст. 218 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследниками ФИО2 по закону являлись только ее дети: Мантурова А.И., ФИО5., так как их отец ФИО3 умер еще в 1953 году, то есть до покупки дома. Фактически наследство в виде указанного дома приняла только истица. Она пользуется данным домом как дачей, принимает меры по его сохранности, несет расходы по его содержанию. ФИО5. написала заявление об отказе от своей доли в наследстве, открывшемся после смерти ФИО1, в пользу своей сестры Мантуровой А.И. Это обстоятельство ФИО5 подтвердила и в судебном заседании.
Таким образом, Мантурова А.И. является единственным наследником ФИО1 Она несет расходы по содержанию указанного дома, постоянно им пользуется, принимает меры по его сохранности. Поэтому суд считает, что иск о признании за Мантуровой А.И. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218 п. 2 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мантуровой ФИО12 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Территориального управления <адрес> о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Мантуровой ФИО12 в порядке наследования право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, представляющий собой одноэтажный бревенчатый дом общей площадью 28 кв.м., с двумя навесами, воротами и ограждением, инвентаризационной стоимостью 203 915 рублей.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности в Кушвинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
Решение суда в течение одного месяца может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд через городской суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья Кушвинского
городского суда: Кожевникова И.Н.