Дело № 2-596
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 19 июля 2012 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Чебан В.С.,
с участием помощника прокурора города Кушва Мамедова Р.Ф.
при секретаре Батмановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушва в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура и муниципальному учреждению «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кушвы Свердловской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура и муниципальному учреждению «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура, в котором просит обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура выделить денежные средства муниципальному учреждению «Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов. А так же обязать муниципальное учреждение «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок до 01 октября 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора города Кушва Мамедов Р.Ф., поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить. В обоснование исковых требований сообщил, что проведенной проверкой исполнения природоохранного законодательства на территории Городского округа Верхняя Тура установлено, что на территории Городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов на участке площадью 100 кв.м. локально навалом размещены отходы от жилищ несортированные (твердые бытовые отходы) общим объемом 30 куб.м.
В Городском округе Верхняя Тура на должном уровне не обеспечена охрана окружающей природной среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются на территории Городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов.
Следовательно, администрацией Городского округа Верхняя Тура, Комитетом по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством Городского округа Верхняя Тура не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами.
Несанкционированная свалка, оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению несанкционированных свалок и их ликвидации нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура выделить денежные средства муниципальному учреждению «Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов. А так же обязать муниципальное учреждение «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок до 01 октября 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов.
Представитель ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура в судебное заседание не явился, представленным отзывом исковые требования признал. В ходатайстве просил дело рассмотреть без участия представителя (л.д. 14, 15).
Представитель ответчика МУ «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура в суд не явился. В представленном в суд отзыве, с исковыми требованиями согласился в полном объеме. Дело просил рассматривать в его отсутствие (л.д. 16).
Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При данных обстоятельствах, учитывая, что спор между сторонами фактически отсутствует, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура.
Суд, выслушав помощника прокурора Мамедова Р.Ф., ознакомившись с правовой позицией Администрации городского округа Верхняя Тура и МУ «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством», исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, обращение прокурора города Кушвы Свердловской области с указанными исковыми требованиями признается судом законным и обоснованным.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Установлено, что, обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского округа Верхняя Тура вызвано нахождением вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов несанкционированной свалки, оказывающей неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон и т.д.
Территории муниципальных образований согласно ст. 13 Закона № 89-ФЗ подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно ст. 8 Закон № 89-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Данное положение закона закреплено и в п. п. 10, 11 ст. 6 Устава Муниципального образования городской округ Верхняя Тура. В соответствии с п. 5 ч. 4 ст.34-2 Устава Муниципального образования городской округ Верхняя Тура к полномочиям МУ «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В нарушение указанных норм закона в ходе обследования территории городского округа Верхняя Тура выявлены несанкционированные места размещения отходов (экспертное заключение № 168 л.д. 7-11), в том числе вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов.
Наличие несанкционированной свалки на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов ответчиками не оспаривается.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора города Кушвы Свердловской области, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура и МУ «Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Кушва в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Верхняя Тура и муниципальному учреждению «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды – удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Верхняя Тура обязанность выделить денежные средства муниципальному учреждению «Комитету по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов.
Возложить на муниципальное учреждение «Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» городского округа Верхняя Тура обязанность восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок до 01 октября 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории городского округа Верхняя Тура вдоль дороги, ведущей к действующему полигону бытовых отходов.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья: В.С. Чебан