2-555 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 23 июля 2012 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.
с участием помощника прокурора г. Кушвы Смирнова С.А.
при секретаре Булыгиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушва в интересах Еловикова Д.В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в защиту интересов Еловикова Д.В., в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Еловикова Д.В. за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Верхняя Тура Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 33 кв.м. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура. Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура заключить с Еловиковым Д.В. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения после передачи приобретенного жилого помещения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в муниципальную собственность Администрации городского округа Верхняя Тура.
На дату рассмотрения дела ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области переименован в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (л.д. 25, 26-28).
В обоснование иска указано, что Еловиков Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать – ФИО1 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына, отец юридически отсутствует.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2 ему назначен опекун в связи с осуждением матери к реальному лишению свободы Указанным постановлением за ним закреплено жилье по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован.
На основании постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 289 «О распределении жилья» Еловиков Д.В. признан нуждающимся в жилье. Жилье, где Еловиков зарегистрирован, юридически за ним закреплено, но нанимателем данного жилья является постороннее лицо ФИО2, всего в квартире зарегистрировано 4 человека, общая площадь квартиры 40,2 кв.м, на каждого зарегистрированного приходится менее учетной нормы.
Еловиков никогда не проживал по указанному адресу. В настоящее время он проживает с бывшим опекуном по адресу: <адрес>.
В нарушение норм действующего законодательства Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по настоящее время не выделило бюджетные средства на обеспечение жильем Еловикова Д.В., а администрация городского округа Верхняя Тура не приняла мер по обеспечению его жильем.
Право на получение жилья вне очереди им не было реализовано с 2011 года. До настоящего времени жилье не предоставлено. Собственных средств на покупку жилья он не имеет. В силу указанных обстоятельств Еловиков, не имея благоустроенного жилья, проживая у бывшего опекуна, не имеет возможности защитить свои права самостоятельно. Не может получить благоустроенное жилье, отвечающее санитарным и техническим требованиям, где мог бы проживать.
В судебном заседании помощник прокурора города Кушва Смирнов С.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Еловиков Д.В., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 19-20, 21). В отзыве указал, что постановлением главы городского округа Верхняя Тура от ДД.ММ.ГГГГ № 289 Еловиков принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список по категории дети, оставшиеся без попечения родителей. В данном списке состоит в настоящее время под номером 5. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Норма предоставления жилья, согласно данного постановления – до 45 кв.м, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. В городском округе Верхняя Тура норма предоставления составляет 18 кв.м. на одного члена семьи. Распределение детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. После распределения их детям-сиротам в установленном порядке приобретенные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность и предоставляются по договорам социального найма. Администрации ГО В.Тура согласна заключить договор социального найма на жилое помещение с Еловиковым Д.В., при условии приобретения жилья за счет средств областного бюджета Свердловской области, распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области приобретенного жилого помещения Еловикову и передачи жилого помещения в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В представленном отзыве ответчик возражает против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве. Отзыв поступил от надлежащего ответчика (л.д. 30-33).
Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При данных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей соответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура, и в отсутствие Еловикова Д.В.
Представитель третьего лица на стороне истца –Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила суду, что Еловиков Д.В. был передан на воспитание в семью ФИО5, т.к. одинокая мать ФИО1 находилась в местах лишения свободы, затем решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына. Отец юридически отсутствует. Зарегистрирован по адресу: <адрес>, нанимателем жилья является постороннее лицо - ФИО2 Проживает Еловиков у опекуна по <адрес>. В данном жилом помещении был взрыв газа, жилье пострадало. Постановлением главы городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 289 Еловиков включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица данной категории, не имеющие закрепленного жилья, по окончанию пребывания в госучреждении, учреждении соцобслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются жилой площадью. Еловиков Д.В. имеет право на внеочередное получение жилья, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Управление поддерживает исковое заявление прокурора города Кушва и просит его удовлетворить в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора, представителя третьего лица на стороне истца УСЗН, изучив правовые позиции соответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
Согласно записи акта о рождении № 102 от ДД.ММ.ГГГГ родителями Еловикова Д.В. являются ФИО4 и ФИО1 Сведения об отце отсутствуют. (л.д. 12).
Решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына (л.д.7).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> № 2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначена опекуном над Еловиковым Д.В. (л.д. 8).
Постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> № 289 от ДД.ММ.ГГГГ Еловиков Д.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и он включен в список очередности малоимущих граждан (л.д. 10).
Еловиков Д.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 18). Нанимателем данного помещения является ФИО2
Из справки СОГУП «Областной центр недвижимости» Филиал «Кушвинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данные о правах Еловикова Д.В. на недвижимое имущество отсутствуют (л.д. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Еловикова Д.В. признается судом законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13.11.2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2010 года и последующие годы является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Указанным постановлением определен Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Распределение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в силу п. 12 данного Порядка осуществляется в соответствии с приказом Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении данной категории граждан жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот, а также распределению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей. После распределения жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.
На территории городского округа Верхняя Тура постановлением главы округа № 9 от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одиноко проживающего гражданина – не более площади однокомнатной квартиры, размер площади не определён.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что Еловиков Д.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При назначении ему опекуна он включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Еловиков Д.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Нанимателем данного жилья является постороннее лицо ФИО2 По этой причине Еловиков Д.В., в установленном законом порядке, до достижения совершеннолетнего возраста обоснованно был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, тем самым органом местного самоуправления признан действительно нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В настоящее время Еловиков Д.В. достиг совершеннолетнего возраста, на государственном обеспечении не находится. Не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Проживает с бывшим опекуном по адресу: <адрес>. Собственного жилья не имеет. Денежных средств для приобретения собственного жилья нет. Таким образом, с 2011 года до настоящего времени он не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Следовательно, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано выделить бюджетные средства для обеспечения жильем Еловикова Д.В., что в нарушение указанных норм действующего законодательства сделано не было.
В свою очередь после передачи Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобретенного жилого помещения в муниципальную собственность Администрации городского округа Верхняя Тура Администрация городского округа Верхняя Тура обязана незамедлительно заключить с Еловиковым Д.В. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора города Кушва в интересах Еловикова Дмитрия Викторовича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации городского округа Верхняя Тура о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не ниже установленных социальных норм, для Еловикова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Верхняя Тура.
Обязать Администрацию городского округа Верхняя Тура заключить с Еловиковым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> договор социального найма приобретенного для него жилого помещения после передачи приобретенного жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в муниципальную собственность Администрации городского округа Верхняя Тура.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
Судья И.Н. Кожевникова