№ 2-549 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кушва Свердловская область 24 июля 2012 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,
с участием помощника прокурора Мамедова Р.Ф.,
при секретаре Булыгиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа Верхняя Тура, Комитету по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйствам городского округа Верхняя Тура о понуждении поставить на учет бесхозяйные объекты дорожной инфраструктуры, а по истечении календарного года принять в казну муниципального образования и провести их ремонт.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кушвы обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа Верхняя Тура, Комитету по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйствам городского округа Верхняя Тура о понуждении поставить на учет бесхозяйные объекты дорожной инфраструктуры, а по истечении календарного года принять в казну муниципального образования и провести их ремонт.
В исковом заявлении прокурор просит обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура поставить на учет бесхозяйные объекты дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура признать право муниципальной собственности и включить в реестр муниципальной собственности объекты дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в срок до 31.12.2013 года, обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура выделить денежные средства на ремонт объектов дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в срок до 01.02.2014 года, обязать Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством Городского округа Верхняя Тура провести ремонт объектов дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в срок до 01.06.2014 года.
В обоснование иска указано, что проведенной проверкой исполнения законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта установлено, что на территории Городского округа Верхняя Тура находятся объекты дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул. К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура». Указанные объекты дорожной инфраструктуры являются объектами дорожной инфраструктуры местного значения. Согласно информации Кушвинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области информация о зарегистрированном праве собственности на вышеуказанные объекты дорожной инфраструктуры отсутствует. Согласно информации администрации Городского округа Верхняя Тура указанные объекты дорожной инфраструктуры в реестр муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура не включены. Таким образом, объекты дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» являются бесхозяйными и согласно акта обследования дорожных сооружений ОГИБДД ММО МВД России «Кушвинский» от 07.06.2012 года находятся в неудовлетворительном состоянии. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги. В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения). Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. №221) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с пунктом 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В соответствии с п.1.3, 1.4, 1.5 Положения об учете муниципального имущества и порядка ведения реестра муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 21.02.2007 года №27 формирование и ведение Реестра осуществляет Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Городского округа Верхняя Тура. Под Реестром понимается информационная система, представляющая собой совокупность сведений, сгруппированных на основе единых методологических и программно-технических данных, характеризующих объект учета для целей информационного обеспечения процесса управления им. В Реестр заносятся сведения об имуществе, принадлежащем Городскому округу Верхняя Тура на праве собственности, составляющем местную казну Городского округа Верхняя Тура, имуществе, закрепленном за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Согласно п.2.1 Положения об учете муниципального имущества и порядка ведения реестра муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 21.02.2007 года №27 учет муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура (далее по тексту - Городской округ) производится путем ведения реестра муниципальной собственности.
В соответствии с ч.4 статьи 54 Устава муниципального образования Городской округ Верхняя Тура ведение реестра муниципального имущества осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4.2 Положения об учете муниципального имущества и порядка ведения реестра муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 21.02.2007 года №27 данные об объектах учета включаются в Реестр, исключаются из него и изменяются на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Городского округа Верхняя Тура, вступившего в законную силу решения арбитражного суда, решения суда общей юрисдикции, гражданско-правовых договоров, на иных законных основаниях.
В соответствии с ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 1 статьи 34-2 Устава Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура «Комитет по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством» является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 34-2 Устава Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к полномочиям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения о Комитете по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, утвержденного Решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 25.02.2009 года №40 к функциям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Проблема правового регулирования режима использования дорог, дорожных сооружений, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности требует пристального внимания, поскольку зачастую связана с реальной угрозой жизни и здоровью людей. Указанные дороги, дорожные сооружения никем не ремонтируются по причине неопределенности балансовой принадлежности и в отсутствие надлежащего содержания представляют реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание тот факт, что бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в не включении дорог в реестр муниципальной собственности и не регистрации собственности муниципалитета на указанное имущество нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, не отслеживается техническое состояние дорожного покрытия, в результате чего, в случае неисправности дорожного покрытия (обрушения, снежного затора и т.д.), могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей оказавшихся на дорожном покрытии, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Мамедов Р.Ф. поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации Городского округа Верхняя Тура в суд не явился, в представленном отзыве указал, что указанные объекты дорожной инфраструктуры относятся к автомобильным дорогам местного значения, право собственности на которые никем не зарегистрировано в установленном законом порядке. С целью оформления прав городского округа как на бесхозяйное недвижимое имущество администрацией городского округа Верхняя Тура готовится пакет документов для заключения соглашения по выделению субсидий из областного бюджета, предусмотренных на данные цели. Выполнение работ по инвентаризации данных объектов планируется до 31 декабря 2012 года. В связи с чем, администрация не возражает против удовлетворения требований прокурора с учетом следующих сроков: до 1 марта 2013 года поставить на учет в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии бесхозяйных дорожных сооружений, до 1 октября 2014 года внести в реестр муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура на основании принятого судом решения о признании права муниципальной собственности и регистрации права в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в установленном законом порядке. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации городского округа Верхняя Тура (л.д. 19, 20).
Представитель ответчика Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством Городского округа Верхняя Тура ФИО1., действующая по доверенности, в суд не явилась. В представленном отзыве указала, что с исковыми требованиями согласна в полном объеме, дело просит рассмотреть в ее отсутствие (л.д.22).
Помощник прокурора согласился на уточнение сроков заявленных требований.
Согласно ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При данных обстоятельствах, учитывая, что спор между сторонами фактически отсутствует, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчиков.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска ответчиком в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п.1.3, 1.4, 1.5 Положения об учете муниципального имущества и порядка ведения реестра муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 21.02.2007 года №27 формирование и ведение Реестра осуществляет Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Городского округа Верхняя Тура.
Согласно п.2.1 Положения об учете муниципального имущества и порядка ведения реестра муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 21.02.2007 года №27 учет муниципального имущества Городского округа Верхняя Тура (далее по тексту - Городской округ) производится путем ведения реестра муниципальной собственности.
В соответствии с ч.4 статьи 54 Устава муниципального образования Городской округ Верхняя Тура ведение реестра муниципального имущества осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4.2 Положения об учете муниципального имущества и порядка ведения реестра муниципальной собственности Городского округа Верхняя Тура, утвержденного решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 21.02.2007 года №27 данные об объектах учета включаются в Реестр, исключаются из него и изменяются на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Городского округа Верхняя Тура, вступившего в законную силу решения арбитражного суда, решения суда общей юрисдикции, гражданско-правовых договоров, на иных законных основаниях.
В соответствии с частью 1 статьи 34-2 Устава Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура «Комитет по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством» является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 34-2 Устава Муниципального образования Городской округ Верхняя Тура к полномочиям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения о Комитете по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством, утвержденного Решением Думы Городского округа Верхняя Тура от 25.02.2009 года №40 к функциям «Комитета по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу п.п. 9, 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и истец, и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора города Кушвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Городского округа Верхняя Тура, Комитету по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйствам городского округа Верхняя Тура о понуждении поставить на учет бесхозяйные объекты дорожной инфраструктуры, принять в казну муниципального образования и провести их ремонт удовлетворить.
Обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура поставить на учет бесхозяйные объекты дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» до 01.12.2012 года
Обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура признать право муниципальной собственности и включить в реестр муниципальной собственности объекты дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в срок до 01.06.2014 года.
Обязать Администрацию Городского округа Верхняя Тура выделить денежные средства на ремонт объектов дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в срок до 01.10.2014 года.
Обязать Комитет по управлению городским и жилищно – коммунальным хозяйством Городского округа Верхняя Тура провести ремонт объектов дорожной инфраструктуры: г.Верхняя Тура, ул.К. Либкнехта, мост через реку «Сива», а/д Красноуральск пос.Арбатский, мост через реку «Тура» в срок до 01.10.2014 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья Кушвинского городского суда: И.Н. Кожевникова