Решение от 07.08.12г о предоставлении жилого помещения сироте



2-502

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2012 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,

с участием помощника прокурора г. Кушвы Смирнова С.А.,

при секретаре Ким И.Л.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Сычевой О.С. к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот,

У С Т А Н О В И Л:

    

    Прокурор г. Кушва обратился в Кушвинский городской суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Сычевой О.С., в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для неё за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, после чего обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Сычевой договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.

    В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой г. Кушва проверкой соблюдения жилищных прав лица из числа - детей сирот на основании обращения Сычевой О.С. (добрачная фамилия <данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ года рождения по вопросу предоставления жилья установлено, что последняя является сиротой. Родители ФИО1 и ФИО2 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав в отношении дочери, а впоследствии умерли: мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 413 Сычева (<данные изъяты>) была определена в <данные изъяты>. Затем она была переведена в <данные изъяты>, где проживала до поступления в <данные изъяты>». За ней также было закреплено жилье по адресу <адрес>. Данное помещение непригодно для проживания, в связи с чем, Постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Сычева признана нуждающейся в жилье и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время Сычева является учащейся и имеет временную регистрацию в <адрес>, фактически зарегистрирована в помещении непригодном для проживания. Право на внеочередное предоставление жилья заявительницей с 2008 года до настоящего времени не реализовано.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы исковые требования в интересах Сычевой О.С. поддержал, просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Сычева О.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явилась, не уведомила суд об уважительных причинах неявки.

Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности № 4 от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора в интересах Сычевой О.С. поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что заявительница относится к числу детей-сирот, родители были лишены родительских прав, впоследствии умерли, она была определена в <данные изъяты>, за ней было закреплено жилье, но оно было разрушено, в связи с чем, Сычева была признана нуждающейся в жилье и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, проживает в общежитии по месту учебы, собственного жилья не имеет.

Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа ФИО4 по доверенности, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление (л.д. 29-30) указала, что Сычева О.С. является лицом из числа детей-сирот, в связи со смертью родителей. Постановлением главы Кушвинского городского округа № 137 от ДД.ММ.ГГГГ включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22 сентября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9 кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2011 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых с 1 января 2010 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур по приобретению и передаче жилья для лиц указанной категории в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае, если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Сычевой, отвечающее установленным требованиям, которое будет передано в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с ней договор социального найма приобретенного жилого помещения.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д. 37-41). В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда, указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против удовлетворения заявленного требования, по следующим основаниям. Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот о предоставлении ему жилого помещения, тем самым требует возложить на Министерство обязанность, не предусмотренную законом. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения вне очереди предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, выделяя тем самым данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Однако ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не установлен определенный срок, в течение которого с момента получения гражданами, относящимися к категории детей-сирот, такого статуса и нуждающихся в жилых помещениях, должно быть предоставлено жилье. Также данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, исходя из аналогии с порядком, предусмотренным в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с отсутствием конкретных норм, специально регулирующих жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Это не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жильем детей-сирот, так как такие отношения являются лишь одним из видов жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в таковом. Кроме того, п. 11 «Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных для обеспечения детей-сирот, предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Затем на основании п. 12 указанного Порядка Фонд направляет в Министерство сведения по распределению построенных либо приобретенных жилых помещений. Министерство на основании этих данных готовит приказы о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Соответственно приобретение и предоставление Сычевой жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения, будет противоречить п.п. 11, 12 указанного Порядка. Право на внеочередное предоставление жилья, предусмотренное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, заключается в возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз.1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Прокурор фактически просит суд предоставить Сычевой дополнительное право по сравнению с другими детями - сиротами, имеющими право на внеочередное обеспечение жилым помещением. В удовлетворении иска просит отказать.

Суд, принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, дав в совокупности оценку предоставленным доказательствам, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах Сычевой О.С. признается судом законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2011 года меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13 ноября 2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма после выполнения предусмотренных Порядком предоставления жилья действий в совокупности Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», органами местного самоуправления.

Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределению жилых помещений детям-сиротам. После распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.

Решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22 сентября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кушвинского городского округа определена на одного проживающего – 33 кв.м.

Установлено, что Сычева (<данные изъяты>) О.С. (л.д. 8, 15) родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот, так как ее родители ФИО2 и ФИО1 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19) были лишены родительских прав, а впоследствии умерли (л.д. 9,10), после чего она была определена в <данные изъяты>, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), где находилась по ДД.ММ.ГГГГ, справка (л.д. 23). При этом за ней была закреплена жилая площадь по адресу <адрес> (л.д. 22). Указанное помещение согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ находится в аварийном состоянии (л.д. 14), в связи с чем, Сычева (Касаткина) О.С. включена в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья на основании постановления главы Кушвинского городского округа № 137 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). В настоящее время Сычева О.С. обучается в <данные изъяты>», справка (л.д. 16), имеет временную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту учебы по адресу <адрес>, 58 (л.д. 15), постоянно зарегистрирована в ранее закрепленном за ней помещении по адресу <адрес>, которое согласно акта проверки состояния закрепленного жилого помещения в настоящее время полностью отсутствует (л.д. 13). Другого жилья на праве собственности не имеет (л.д. 6, 11), средствами на его приобретение не располагает.

Таким образом, Сычева (Касаткина) О.С. относится к числу детей-сирот. Не имеет жилья, так как закрепленное за ней жилое помещение разрушено, полностью отсутствует. Жилья на праве собственности на территории Кушвинского городского округа не имеет, что подтверждается отсутствием сведений о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. Достигла совершеннолетнего возраста, в связи с чем, была исключена из списочного состава воспитанников детского дома. С момента достижения совершеннолетия имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот. Однако до настоящего времени она не обеспечена органами исполнительной власти соответствующим жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, установленным социальным нормам, временно проживает в общежитии по месту учебы, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования в ее интересах суд находит законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Сычевой О.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот - удовлетворить.

    Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес>, не ниже установленных социальных норм, не менее 33 кв.м., для Сычевой О.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.

    Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области после приобретения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа заключить с Сычевой О.С. договор социального найма приобретенного для неё жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца через Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.

    

СУДЬЯ: Кручинин Ю.П.