2-503
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2012 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кручинина Ю.П.,
с участием помощника прокурора г. Кушвы Смирнова С.А.,
при секретаре Ким И.Л.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах Гордеева Г.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кушва обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с иском в защиту интересов Гордеева Г.А., в котором просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, после чего обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Гордеевым договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой г. Кушва проверкой соблюдения жилищных прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Гордеев Г.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № Гордеев передан в <данные изъяты> за ним было закреплено жилье по адресу <адрес>. На основании постановления главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 1468 Гордеев признан нуждающимся в жилье и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, так как его жилье непригодно для проживания. В настоящее время Гордеев обучается в <данные изъяты>, зарегистрирован в помещении, непригодном для проживания. Право на внеочередное предоставление жилья Гордеевым с 2010 года и до настоящего времени не реализовано.
На момент рассмотрения дела ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области переименован в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы исковые требования в интересах Гордеева Г.А. уточнил, просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм - не ниже 33 кв.м., с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, после чего обязать Администрацию Кушвинского городского округа заключить с Гордеевым договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
Гордеев Г.А. извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явился, не уведомил суд об уважительных причинах неявки.
Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности № 4 от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора в интересах Гордеева Г.А. поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что Гордеев Г.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать умерла, отец лишен родительских прав. Воспитывался <данные изъяты>. За Гордеевым было закреплено жилье по адресу <адрес>, которое разрушено, в связи с чем, он был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. В 2009 году был исключен из списочного состава воспитанников детского дома. Однако до настоящего времени жильем не обеспечен, проживает в общежитии по месту учебы, собственного жилья не имеет.
Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа ФИО4 по доверенности, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление (л.д. 30-31) указала, что Гордеев Г.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Кушвинского городского округа № 1468 от ДД.ММ.ГГГГ включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. На территории Кушвинского городского округа решением Кушвинской городской Думы № 351 от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена на одного проживающего гражданина – 33 кв.м., на семью из двух человек – 42 кв.м., на семью из трех и более граждан по 18 кв.м. на каждого плюс 9 кв.м. на семью. Дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются расходными обязательствами субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъекта РФ. То есть обеспечение такой льготной категории, как дети - сироты, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляется за счет бюджета Свердловской области как субъекта РФ. Меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2011 года, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых с 1 января 2010 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 г. № 1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». После осуществления соответствующих процедур по приобретению и передаче жилья для лиц указанной категории в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Кушвинского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение распоряжения правительства Свердловской области о распределении жилых помещений между указанной категорией граждан предоставляют жилые помещения по договорам социального найма. Органы местного самоуправления Кушвинского городского округа не правомочны принимать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан до получения соответствующего приказа Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. В том случае, если Министерство строительства и архитектуры приобретет за счет средств областного бюджета жилое помещение для Гордеева, отвечающее установленным требованиям, которое будет передано в муниципальную собственность Кушвинского городского округа, Администрация Кушвинского городского округа в свою очередь заключит с ним договор социального найма приобретенного жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, направленном в адрес суда, указал, что Министерство строительства и архитектуры <адрес> возражает против удовлетворения заявленного требования, по следующим основаниям. Прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот о предоставлении ему жилого помещения, тем самым требует возложить на Министерство обязанность, не предусмотренную законом. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, Жилищный кодекс РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения вне очереди предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, выделяя тем самым данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на обеспечение жилыми помещениями. Однако ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не установлен определенный срок, в течение которого с момента получения гражданами, относящимися к категории детей-сирот, такого статуса и нуждающихся в жилых помещениях, должно быть предоставлено жилье. Также данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, исходя из аналогии с порядком, предусмотренным в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, входят в сферу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с отсутствием конкретных норм, специально регулирующих жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Это не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жильем детей-сирот, так как такие отношения являются лишь одним из видов жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в таковом. Кроме того, п. 11 «Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденного Постановлением правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 10 рабочих дней с даты получения от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений, построенных для обеспечения детей-сирот, предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Затем на основании п. 12 указанного Порядка Фонд направляет в Министерство сведения по распределению построенных либо приобретенных жилых помещений. Министерство на основании этих данных готовит приказы о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Соответственно приобретение и предоставление Гордееву жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения, будет противоречить п.п. 11, 12 указанного Порядка. Право на внеочередное предоставление жилья, предусмотренное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, заключается в возможности получения лицом жилого помещения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз.1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия судом соответствующего решения. Прокурор фактически просит суд предоставить Гордееву дополнительное право по сравнению с другими лицами, имеющими право на внеочередное обеспечение жилым помещением. В удовлетворении иска просит отказать (л.д. 36-40).
Суд, принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, дав в совокупности оценку предоставленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если это касается обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора г. Кушва в суд с иском в интересах ФИО6 признается судом законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с «Порядком обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 8 февраля 2011 года меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляются за счет средств областного бюджета.
Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области № 1631 – ПП от 13 ноября 2009 года «О главном распорядителе бюджетных средств» главным распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2010 года является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, за счет средств областного бюджета» является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма после выполнения предусмотренных Порядком предоставления жилья действий в совокупности Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», органами местного самоуправления.
Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области является уполномоченным органом по направлению средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределению жилых помещений детям-сиротам. После распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке, данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления их указанной категории граждан по договорам социального найма.
Решением Кушвинской городской Думы № 351 от 22 сентября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кушвинского городского округа определена на одного проживающего – 33 кв.м.
Установлено, что Гордеев Г.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), отец ФИО1 решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д. 12-13). Гордеев Г.А. был определен в <данные изъяты>, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ При этом за ним была закреплена жилая площадь по адресу <адрес> (л.д. 9). Указанное помещение согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ находилось в разрушенном состоянии (л.д. 14), в связи с чем, постановлением главы Кушвинского городского округа № 1468 от ДД.ММ.ГГГГ Гордеев Г.А. признан нуждающимся в жилье и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья (л.д. 6). С ДД.ММ.ГГГГ Гордеев выбыл из <данные изъяты> (л.д. 21). В настоящее время обучается в <данные изъяты> справка (л.д. 20). Зарегистрирован в закрепленном за ним жилом помещении по адресу <адрес>, которое по сегодняшний день находится в состоянии непригодном для проживания, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Другого жилья на праве собственности не имеет (л.д. 7, 16), средствами на его приобретение не располагает.
Таким образом, Гордеев Г.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывался в <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении до 2009 года, когда был исключен из списочного состава <данные изъяты>. Закрепленное за ним жилье непригодно для проживания, в связи с чем, он в установленном законом порядке, до достижения совершеннолетнего возраста обоснованно был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, тем самым органом местного самоуправления признан действительно нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В настоящее время Гордеев Г.А. достиг совершеннолетнего возраста, на государственном обеспечении не находится. Не имеет жилья, так как закрепленное за ним жилое помещение, в котором он зарегистрирован, непригодно для проживания, разрушено. Жилья на праве собственности на территории Кушвинского городского округа не имеет. Однако до настоящего времени он не обеспечен органами исполнительной власти соответствующим жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, установленным социальным нормам, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования в его интересах суд находит законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах Гордеева Г.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Кушвинского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес>, не ниже установленных социальных норм, не менее 33 кв.м., для Гордеева Г.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Кушвинского городского округа.
Обязать Администрацию Кушвинского городского округа Свердловской области после приобретения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения и передачи его в муниципальную собственность Кушвинского городского округа заключить с Гордеевым Г.А. договор социального найма приобретенного для него жилого помещения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца через Кушвинский городской суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использование компьютера.
СУДЬЯ: Кручинин Ю.П.