о признании бездействие ответчика незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 01 октября 2009 г.

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Буканова Х.Г.

при секретаре Сахибгареевой Г.А.

с участием заместителя прокурора Кушнаренковского района РБ Файрузова И.Ф., представителя администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Агапова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан, поданное в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании бездействие ответчика незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кушнаренковского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании бездействие ответчика незаконным на том основании, что прокуратурой района проведена проверка соответствия муниципальных нормативно - правовых актов, изданных органами местного самоуправления на территории Кушнаренковского района РБ действующему федеральному законодательству. Так, выявлено, что пунктом 7 Решения совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от 14 октября 2006 года № 152 «Об установлении земельного налога» органы государственной власти и управления РБ и местного самоуправления - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций освобождены от земельного налога. Прокуратурой района на данное решение 05 февраля 2009 года принесен протест, однако представительным органом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет данный протест отклонен.

В судебном заседании заместитель прокурора Кушнаренковского района РБ Файрузов И.Ф. заявление прокурора Кушнаренковского района РБ поддержал, просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ незаконным и обязать ответчика привести пункт 7 Решения «Об установлении земельного налога» в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Агапов В.Н. заявление прокурора Кушнаренковского района РБ не признал и пояснил суду, что в соответствии со ст.ст. 14-15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных образований относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Устанавливая своим решением некоторым категориям налогоплательщиков налоговый льготы по земельному налогу, администрация сельского поселения Кушнаренковский сельсовет, как представительный орган муниципального образования, действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством и Уставом муниципального образования, нарушений законодательства о налогах и антимонопольного законодательства не имеется, в связи с чем представитель администрации сельского поселения Агапов В.Н. просит суд в удовлетворении заявления прокурора района отказать.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Кушнаренковского района РБ Файрузова И.Ф., представителя администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Агапова В.Н., исследовав материалы гражданского дела № 2-655/2009 г., суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что пунктом 7 Решения совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от 14 октября 2006 года № 152 «Об установлении земельного налога» органы государственной власти и управления РБ и местного самоуправления - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций освобождены от уплаты земельного налога.

Согласно ст. 34 Устава сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Совет с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ и федерального законодательства самостоятельно вводит местные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и предоставляет налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

По смыслу ст. 12 Налогового кодекса РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог, в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ отнесен к местным налогам.

В соответствии с п.2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Доводы прокуратуры района о том, что при вынесении решения об освобождении от уплаты земельного налога для учреждений, финансируемых за счет средств бюджета РБ и местного бюджетов нарушены положения ст. 3 НК РФ несостоятельны, поскольку оспариваемый пункт решения не устанавливает льготы учреждениям в зависимости от формы собственности, а устанавливает право на льготы для учреждений образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, молодежной политики, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета РБ, бюджета муниципального района Кушнаренковский район и бюджета сельского поселения в отношении земельного участка, предоставленного для непосредственного выполнения возложенных на указанное учреждение функций. Таким образом, в данном случае речь идет не о формах собственности, а об уровнях бюджета.

Также в своем заявлении прокурор района указывает о нарушении правовых основ защиты конкуренции.

Между тем, в соответствии со ст. 15 ч.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Ни один из указанных пунктов закона оспариваемым решением не нарушен, какие - либо ограничения не введены, запреты не установлены, препятствия для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов не предусмотрены, запретов и ограничений прав на продажу, обмен и выбора товаров не имеется.

В соответствии со ст. 50, 120 ГК РФ учреждения являются некоммерческими организациями и созданы для осуществления функций некоммерческого характера. Все бюджетные учреждения созданы для защиты прав граждан и организаций и достижения общественных благ, а не для извлечения прибыли, в силу чего не могут быть участниками конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, устанавливая своим решением некоторым категориям налогоплательщиков налоговые льготы по земельному налогу сельское поселение Кушнаренковский сельсовет действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством и Уставом.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявления прокурора Кушнаренковского района РБ отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан, поданное в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании бездействие ответчика незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Председательствующий судья: подпись Буканов Х.Г.