№ 2- 549/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 24 сентября 2010 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абейдуллина Р. Х.,
при секретаре Багмановой Ф. Ф.,
с участием истца Калимуллиной М. И.,
ответчика Фаррахова Р. Г.,
представителей третьих лиц - главного архитектора Кушнаренковского района РБ Шамро Г. Л., ОГПН ПЧ-85 Щетинкина К. В., МУП «Землемер» Нургалеева Т. В., Росреестра Нигматуллина Т.А., представителя администрации сельского поселения Шариповский сельсовет Кушнаренковского района РБ Шепилова В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калимуллиной М.И. к Фаррахову Р.Г. об устранении нарушения градостроительных и строительных норм и правил, и обязании сноса сарая и гаража,
У С Т А Н О В И Л :
Калимуллина М. И. обратилась в суд с иском к Фаррахову Р. Г. об устранении нарушения градостроительных и строительных норм и правил, и обязании сноса сарая и гаража.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственницей жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации ... от Дата обезличена года и ... от Дата обезличена года. Она вместе со своей матерью С.М.С. фактически владели и пользовались земельным участком с 1979 года, площадь земельного участка составляет по документам 1828 кв. метров. На земельном участке в 1997 году они построили жилой дом, сарай, баню, огородили земельный участок и поставили новые ворота. Все постройки были произведены ими в 1997 году. В 2002 году умерла ее мама С.М.С. и домовладение с земельным участком перешло по наследству ей. Их жилой дом является деревянным бревенчатым строением, площадью 20,3 кв. метров. В 2008 году соседний участок, расположенный по адресу: ... был приобретен Фарраховым Р. Г. В 2008 году рядом с их баней ответчик построил бревенчатый сарай, на чердаке которого он хранит сено. Крыша его сарая находится на крыше их бани, что создает постоянную серьезную опасность. Сарай ответчиком возведен без согласования с ней и без соблюдения противопожарных разрывов между строениями и создает пожарную опасность для всех построек в целом.
В 2009 году на расстоянии менее двух метров от их жилого дома ответчик Фаррахов Р. Г. построил гараж из шлакоблока. Стены гаража ответчик возвел выше окон их дома и закрыл поступление солнечного света в дом. В дом постоянно поступают запахи бензина, выхлопных газов и шум от работающего автомобиля. Строительство гаража ответчик с ними не согласовывал, они возражали против такого расположения гаража и говорили ему об этом. Ответчик проигнорировал их просьбу и продолжил строительство.
Она обратилась с заявлением к архитектору Кушнаренковского района, которая вместе с инспектором пожарного надзора приехали и на месте осмотрели строения. При проверке выявлены нарушения строительных норм и правил пожарной безопасности. Инспекцией государственного архитектурно- строительного контроля Кушнаренковского района РБ выдано предписание № 4 от 5 августа 2009 года об остановке строительства сарая и гаража. Главным государственным инспектором Кушнаренковского района по пожарному надзору выявлены серьезные нарушения противопожарной безопасности, о чем составлен акт № 143 от 5 августа 2009 года. Надворные постройки Фаррахова Р. Г. - гараж и сарай построены ответчиком с существенными нарушениями градостроительных норм и правил, с нарушениями правил пожарной безопасности и подлежат сносу.
В судебном заседании истец Калимуллина М. И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить и пояснила, что дом и баню на своем участке они построили в 1998 году. С 2005 года появился соседний участок, сосед огородил его забором, где сажали только картошку до 2007 года. С 2007 года на участке появился Фаррахов Р. Г. и начал строиться без согласования с ними границ. В 2008 году он пристроил сарай впритык к их бане, а в 2009 году гараж в плотную к ее дому. Просит обязать Фаррахова Р.Г. устранить допущенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, перенести гараж и сарай на противопожарное расстояние от ее строений.
Ответчик Фаррахов Р. Г. исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать и показал, что купил участок в 2007 году у С.. Построил в 2008 году сарай, в 2009 году построил гараж. Границы с соседями не согласовывал, так как они произвели захват земли его участка. В этот период забор со стороны истицы уже был возведен. Разрешение на строительство гаража и сарая у него нет. Вместе с тем пояснил, согласен перенести сарай на другое место добровольно.
Представитель сельского поселения Шариповский сельсовет Кушнаренковского района Шепилов В. В. пояснил, что выезжал по жалобе Калимуллиной, установил, что Фаррахов возвел гараж впритык к забору Калимуллиной. Стены гаража расположены на уровне стен дома. Он предупредил Фаррахова о нарушении, но Фаррахов отказался переносить гараж на другое место. Нарушений относительно границы земельного участка со стороны Калимуллиной не имеется.
Инспектор государственного пожарного надзора Щетинкин К. В. пояснил, что Фарраховым нарушены противопожарные разрывы при возведении указанных спорных строений.
Главный архитектор Кушнаренковского района Шамро Г. Л. пояснила, что возведение сарая и гаража Фарраховым были произведены с нарушением градостроительных и санитарных норм и правил. У него отсутствует разрешение на строительство. Эти постройки являются самовольными.
Представитель МУП «Землемер» Нургалеев Т. В. пояснил, что в 2001 году была инвентаризация земель, границы Номер обезличен и Номер обезличен участков были согласованы, после чего Калимуллина оформила в собственность земельный участок. Нарушений границ земельного участка не имеется со стороны истицы. Размеры участка совпадают с данными кадастрового учета.
Представитель Росеестра Нигматуллин Т. А. также подтвердил, что нарушений границ участков нет. Границы земельных участков Номер обезличен, Номер обезличен по ... совпадают с документами инвентаризации и кадастровыми паспортами.
Выслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (п. 2 ст. 222 Кодекса).
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
По смыслу приведенных норм в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью 20,3 кв.м., расположенный по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права от Дата обезличена года).
Согласно акта архитектора муниципального района Кушнаренковский район РБ Шамро Г.Л. от 9 июля 2010 года строительство на соседнем земельном участке Фарраховым ведется без разработанного строительного паспорта и разрешения архитектора на производство строительных работ, то есть строительство на земельном участке Фаррахова является незаконным. Между незаконно возведенным строением гаража Фаррахова и жилым домом Калимуллиной имеются нарушения пожарного разрыва, который должен составлять не менее 12-15 метров.
Из представленной в суд справки отделения ГПН Кушнаренковского района РБ следует, что надворная постройки - гараж кирпичный (шлакоблочный) Фаррахова Р. Г., расположенная в ... расположен без разрывов к бревенчатому жилому дому v- степени огнестойкости Калимуллиной М. И. на расстоянии 1 метра 98 см, сарай Фаррахова Р. Г. расположен от бани Калимуллиной М. И. на расстоянии 1 метра 30 см с нарушениями правил пожарной безопасности СНиП от 2.07.01.-89* приложение №1 согласно таблицы №1 расстояния между строениями V степени огнестойкости следует принимать 15 метров.
Согласно заключению специалиста МУП «Землемер» Кушнаренковского района РБ от 23.09. 2010 года гараж Фаррахова Р. Г. возведен с нарушением границы участка Калимуллиной по замеру построен напротив дома на близком расстоянии.
Как видно из данных технического паспорта на домовладение Калимуллиной М. Г. по состоянию на 2007 год и обозренного в судебном заседании, следует, что дом Калимуллиной возведен в 1997 году, то есть раньше построек ответчика.
С доводами ответчика о том, что истица сама нарушила границы земельного участка, захватила часть его участка, суд считает несостоятельными. Из договора купли- продажи дома с земельным участком следует, что размер участка при их приобретении в 2007 году составлял 1846 кв. метров. Такие же данные содержатся в представленном заключении МУП «Землемер» и данных Росреестра. На судебном заседании их представители пояснили, что нарушений со стороны истицы нет, границы обоих земельных участков совпадают с документами инвентаризации. Представленные ответчиком копии документов о прежних размерах участка являются декларированными, размеры в них ориентировочные, они изготовлены до инвентаризации.
Требования истицы обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что сам ответчик признал, что сарай возведен не в том месте, он его намерен сам перенести на другое место. Суд находит необходимым обязать ответчика перенести также и гараж, возведенный вблизи к дому истицы, на расстояние 15 метров от дома.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, определяющей основные понятия, используемые в Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
С учетом изложенной характеристики объекта суд находит, что гараж является строением, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, следовательно, спорный объект обладает всеми признаками недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Как было отмечено выше, в силу статьи 222 ГК РФ наличие в построенном объекте существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил является одним из оснований для признания строения самовольным.
Судом установлено, что спорное строение (гараж) возведено ответчиком Фарраховым Р. Г. с существенным нарушением противопожарных норм, а именно СНиП 2.07.01-89* таблицы № 1, что влечет повышение угрозы противопожарной безопасности принадлежащего истцу недвижимого имущества. Более того, ответчиком нарушены права и интересы истца на санитарные требования к инсоляции помещений.
При этом нарушение прав истца как собственника жилого дома может быть устранено именно путем конкретизации зоны (территории) вокруг данного объекта недвижимости, определяемой допустимым противопожарным расстоянием до объекта ответчика, в пределах которой размещение гаража ответчика противоправно. Судом установлено, что такое расстояние должно составлять 15 метров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калимуллиной М.И. к Фаррахову Р.Г. об устранении нарушения градостроительных и строительных норм и правил, и обязании сноса (переноса) сарая и гаража удовлетворить.
Признать незаконными следующие постройки: сарай и гараж, возведенные Фарраховым Р.Г. на земельном участке по адресу: ....
Обязать Фаррахова Р.Г. перенести сарай и гараж, возведенные по адресу: ... на расстояние не менее 15 метров: гараж - от жилого дома, сарай от бани Калимуллиной М.М., расположенные по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 27 сентября 2010года.
Судья Р. Х. Абейдуллин
Решение не вступило в законную силу