2-221/2010 Решение о взыскании компенсации за незаконное осуждение. Иск удовлетворен частично.



Дело № 2-221/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 10 ноября 2010 года

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Буканова Х.Г.,

с участием помощника прокурора Кушнаренковского района РБ Мухтаровой З.Х.,

представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Сибагатуллина И.В., действующего на основании доверенностей от 11 и Дата обезличена года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гноевого М.В. к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за незаконное содержание под стражей.

У С Т А Н О В И Л:

Гноевой М.В. обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за незаконное содержание под стражей.

В обоснование иска Гноевой М.В. указал на то, что в отношении него органами дознания было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Гноевой М.В. был освобожден из - под стражи немедленно. Дата обезличена года дополнительным кассационным определением за Гноевым М.В. признано право на реабилитацию. В результате чего Гноевой М.В. просит взыскать с ответчика моральный вред за незаконное осуждение в размере 14 000 000 рублей.

Истец Гноевой М.В. в своем заявлении исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме, просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации Сибагатуллин И.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с необоснованностью. В своем отзыве на исковое заявление указал на то, что Гноевым М.В. не представлены доказательства того, что он действительно потерпел нравственные страдания, и в чем конкретно они выражались. Имеется причинно-следственная связь между уголовным преследованием и наступившими, по мнению истца, последствиями. Также считает, что все процессуальные действия в отношении истца были совершены в рамках УПК РФ, т.е. на момент привлечения к уголовной ответственности были правомерными. Также указал, на то, что сумма компенсации морального вреда истцом чрезмерно завышена, не соответствует характеру и объему причиненных истцу нравственных страданий, а также требованиям разумности и справедливости. На основании чего просит отказать Гноевому М.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав объяснение представителя ответчика - Министерства финансов РФ Сибагатуллина И.В., помощника прокурора Кушнаренковского района РБ Мухтаровой З.Х., изучив и оценив письменные материалы гражданского дела № 2-221/2010, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Указанные правовые нормы свидетельствуют о том, что вред возмещается за счет той казны, которая является основным источником финансирования должностного лица, совершившего незаконные действия.

Согласно ст. 124 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) финансирование судов осуществляется из федерального бюджета.

Таким образом, вред, причиненный гражданину незаконным осуждением, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой в соответствии со ст. 165, 242.2 Бюджетного кодекса РФ выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК РФ Минфином Российской Федерации издан приказ № 26 от 12 февраля 1998 года, в соответствии с которым с 16 марта 1998 года организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации возложено на оснований соответствующе оформленных доверенностей на управления федерального казначейства ГУ ФК Минфина РФ по субъектам РФ.

Учитывая указанные обстоятельства, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации.

Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый в отношении которого вынесен оправдательный приговор.

В соответствии с ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Статья 150 ГК РФ определяет понятие неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона.

Согласно п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В судебном заседании установлено, что приговором мирового судьи судебного участка по ...у РБ от Дата обезличена года Гноевой М.В. осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на два года два месяца с отбыванием наказания в колонии поселения.

... суда РБ от Дата обезличена года приговор мирового судьи в отношении Гноевого М.В. отменен и ему назначено наказание в виде лишению свободы на два года два месяца с отбыванием наказания в колонии поселения.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РБ от Дата обезличена года приговор ... суда РБ от Дата обезличена года в отношении Гноевого М.В. отменен и производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деяниях Гноевого М.В. состава преступления. Гноевого М.В. из - под стражи освободили немедленно.

Дополнительным кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РБ от Дата обезличена года за Гноевым М.В. признано право на реабилитацию, включающим в себя право на возмещение вреда и восстановлении в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Указанные обстоятельства подтверждаются надлежаще заверенными копиями судебных решений, обозреваемых в судебном заседании, и свидетельствуют о том, что Гноевой М.В. был необоснованно привлечен к уголовной ответственности и осужден, и имеет право на возмещение вреда, связанного с данным осуждением, в том числе право на компенсацию морального вреда независимо от вины причинителя.

В результате незаконного содержание под стражей, истцу Гноевому М.В. причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, связанных с тем, что он длительное время, находясь в статусе подсудимого и осужденного, испытал чувство несправедливости и переживания в связи с обвинением в совершении преступления, которого не совершал.

Учитывая указанные обстоятельства, требования Гноевого М.В. о компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень нравственных страданий истца, их продолжительность, а также фактические обстоятельства причинения вреда. А именно, что в результате необоснованного осуждения Гноевой М.В. длительное время находился в статусе осужденного за совершение преступления небольшой тяжести.

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание степень страданий истца, суд считает, что заявленная сумма компенсации морального вреда - 14 000.000 рублей - не соответствует характеру и степени причиненного вреда, и является завышенной.

Учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в сумме 120 000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гноевого М.В. к Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда за незаконное содержание под стражей - удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гноевого М.В. компенсацию морального вреда в размере 120 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья Буканов Х.Г. Решение не вступило в законную силу