2-48/2011 о признании права собственности на квартиру и земельный участок



Дело 2-48/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 1 февраля 2011 года

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гаймалеева Р.Р.,

при секретаре Набиеве И.Н.,

с участием истца Сулейманова О.И.,

представителя ответчика - администрации сельского поселения Старокурмашевский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Бадертдинова А.А., действующего на основании доверенности от 19 января 2011 года,

третьего лица Газизовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулейманова О.И. к администрации сельского поселения Старокурмашевский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании права собственности на квартиру и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Сулейманов О.И. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Старокурмашевский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании права собственности на квартиру и земельный участок.

В обоснование исковых требований указал, что в 1983 году Б. предоставил ее матери Г.Ш. квартиру, расположенную по адресу: <адрес> 15 июня 1999 года его мать умерла. После смерти матери открылось наследство, состоящее из квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Он является единственным наследником по закону. Иных наследников, предусмотренных ст. 1142 ГК РФ, нет. Наследство на указанное им имущество не оформлено, свидетельство о праве на наследство не выдано, в связи с тем, что матерью при жизни право собственности зарегистрировано не было. Фактически наследство им принято, так как со дня предоставления квартиры вместе с матерью проживал и продолжает проживать в наследственной квартире, обрабатывает наследственный земельный участок.

В последующем истец Сулейманов О.И. уточнил исковые требования. Просил включить квартиру, общей площадью 52,1 кв.м., жилой площадью 34,1 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1484 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти Г.Ш., умершей 15 июня 1999 года. Установить факт принятия наследства в виде квартиры, общей площадью 52,1 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1484 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Признать за ним право собственности на квартиру, общей площадью 52,1 кв.м., жилой площадью 34,1 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1484 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Сулейманов О.И. уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Старокурмашевский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Бадертдинов А.А., действующий на основании доверенности от 19 января 2011 года, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо - Газизова Р.Р. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований и признания за супругом Сулеймановым О.И. права собственности на квартиру и земельный участок по адресу: <адрес>.

Выслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 15 июня 1999 года умерла Г.Ш. (свидетельство о смерти II-АР № 741692 от 2 ноября 2009 года).

Решением Кушнаренковского районного суда РБ от 24 февраля 2010 года установлен факт, что Сулейманов О.И. является сыном Г.Ш..

Согласно архивной выписке из похозяйственной книги № 3 по д. Старокурмашево исполкома Старокурмашевского сельсовета за 1980-1982 годы главой семьи являлась Г.Ш., 1947 г.р., сын - Сулейманов О.И., 1971 г.р. Имеется запись, что жилой дом колхозный.

Аналогичная запись содержится в похозяйственной книги № 1 по д. Старокурмашево за 1983-1985 годы.

Из архивной выписки от 24 января 2011 года за № 142 следует, что в протоколах общих собраний членов колхоза и заседаний правления колхоза Б. за 1983 год документ о предоставлении квартиры Г.Ш. не обнаружен. Протоколы общих собраний членов колхоза и заседаний правления колхоза Б. за 1981-1982 годы в архивный отдел администрации не сдавались.

В соответствии со ст. 560 ГК РСФСР в случае смерти члена колхозного двора наследование в имуществе двора не возникает.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года не содержит понятия «колхозный двор». В связи с этим статья 126 ГК РСФСР о собственности колхозного двора и, следовательно, признание его специального правового режима в гражданском законодательстве также утратили силу с 1 января 1995 года (ст. 2 Федерального закона от 21 октября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

На основании ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

На момент смерти Г.Ш. на 1999 год действовал Гражданский кодекс Российской Федерации, который не предусматривал понятия «колхозный двор».

Из справки администрации сельского поселения Старокурмашевский сельсовет, содержащейся в наследственном деле к имуществу умершей Г.Ш., следует, что Г.Ш. постоянно до дня своей смерти проживала по адресу: <адрес>. Совместно с ней ко дню ее смерти проживали: Сулейманов О.И. - сын, Г.Р. - сноха, И.О. - внучка, которые продолжают проживать после ее смерти по указанному адресу.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 1 декабря 2010 года на <адрес>, указан год постройки квартиры - 1977 г., общая площадь квартиры - 52,1 кв.м., жилая площадь - 34,1 кв.м., веранда, 22,4 кв.м. Данные о собственнике квартиры отсутствуют.

Согласно выписки из похозяйственной книги б/н от 25 ноября 2010 года Г.Ш. принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,1484 га., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах, исковые требования Сулейманова О.И. о включении квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти Г.Ш., умершей 15 июня 1999 года, суд считает подлежащими удовлетворению.

На момент открытия наследства после смерти Г.Ш. действовали нормы ГК РСФСР.

В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону в первую очередь наследниками в равных долях являются дети, супруг и родители умершего.

Из материалов наследственного дела к имуществу умершей Г.Ш.. № 78 следует, что 11 марта 2010 года к нотариусу нотариального округа Кушнаренковский район РБ обратился с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти Г.Ш. - сын Сулейманов О.И.

В своем заявлении Сулейманов указал, что других наследников первой очереди не имеется.

То есть, единственным наследником первой очереди умершей Г.Ш., имеющим право наследовать ее имущество, является ее сын Сулейманов О.И.

В силу ст. 546 ГК РСФСР признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом.

В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддерживанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимание квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п. При этом следует иметь в виду, что данные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Судом установлено, что совместно с наследодателем ко дню ее смерти проживали: Сулейманов О.И. - сын, Г.Р. - сноха, И.О. - внучка, которые продолжают проживать после ее смерти по адресу: <адрес>2.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Ф.С. показал суду, что проживает по <адрес> с 1986 года. В это время Сулейманова мать и сын уже жили в колхозной квартире. После смерти матери Сулейманов О.И. остался жить в доме, сейчас живет с женой и двумя детьми. Ухаживает за домом и участком, построил хозяйственные постройки, баню, сарай, ограждение.

Свидетель З.Г. показала суду, что знает Сулеймановых с 1977 года, были соседями. После смерти матери Сулейманов О.И. постоянно проживает с женой и детьми в доме, построил на участке баню, сарай, новый забор.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.

Оценивая указанные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Сулейманов О.И. после смерти своей матери фактически вступил во владение наследственным имуществом, проживая с семьей в наследственном доме, то есть принял наследство одним из установленных законом способов.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым установить факт принятия Сулеймановым О.И. наследства после смерти матери Г.Ш., умершей 15 июня 1999 года.

В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.

Право собственности Г.Ш. не было зарегистрировано в установленном порядке по независящим от нее причинам в связи со смертью.

Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-I «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд считает возможным удовлетворить исковые требования Сулейманова О.И. и признает за ним право собственности на квартиру, общей площадью 52,1 кв.м., и земельный участок, площадью 1484 кв.м., с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>.

Спорная квартира не является самовольной постройкой, притязания третьих лиц на предмет спора отсутствуют. Представитель ответчика - администрации сельского поселения Старокурмашевский сельсовет и супруга Газизова Р.Р. не возражают на признание за истцом права собственности на квартиру и земельный участок.

Истец Сулейманов О.И., фактически владея недвижимым имуществом в течение длительного времени и неся бремя его содержания, выбрал надлежащий способ защиты гражданских прав, обратившись с иском о признании права собственности на квартиру и земельный участок, в связи с чем суд считает необходимым исковые требования в этой части также удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сулейманова О.И. удовлетворить.

Включить в наследственную массу после смерти Г.Ш., умершей 15 июня 1999 года, имущество в виде квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>2.

Установить факт принятия Сулеймановым О.И. наследства в виде квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, после смерти матери Г.Ш., умершей 15 июня 1999 года.

Признать за Сулеймановым О.И. право собственности на квартиру, общей площадью 52,1 кв.м., и земельный участок, площадью 1484 кв.м., с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья Гаймалеев Р.Р.