Дело 2-34/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 11 февраля 2011 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абейдуллина Р.Х.,
при секретаре Багмановой Ф.Ф.,
с участием истца Мавлетовой Ф.А.,
представителя ответчика - ГУ Паниной Л.В., действующей на основании доверенности № 1 от 12 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мавлетовой Ф.А. к ГУ о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Мавлетова Ф.А. обратилась в суд с иском к ГУ о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что пенсионным фондом ей засчитано в стаж лечебной деятельности только 29 лет 1 месяц 17 дней. При этом в специальный стаж не были зачтены следующие периоды: с 13.02.2006 по 17.02.2006 г., с 06.03.2006 по 16.03.2006 г., с 16.05.1989 по 29.06.1989 г. периоды прохождения курсов повышения квалификации, работа в должности фельдшера <данные изъяты> с 01.09.1992 по 31.10.1997 г. (5 лет 2 месяца 1 день). С данным решением она не согласна по следующим основаниям. Частью 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) и иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью. Ст. 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем проводятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Считает, что периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Также в ее специальный стаж не был зачтен период работы фельдшера <данные изъяты> с 01.09.1992 по 31.10.1997 г. Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее вопросы назначения досрочной пенсии медицинским работникам - «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривает включение в медицинский стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, периодов работы, в должности фельдшер медицинского пункта. Графой «наименование должностей» указанного Списка предусмотрена должность «фельдшер». Пунктом 6 «Правил» предусмотрено, что в стаж работы также засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Кроме того, в настоящее время <данные изъяты> является фельдшерско- акушерским пунктом. Занимаемая ею должность «фельдшер» поименована вышеуказанным Списком. Пунктом 13 графы «наименование учреждений» указанного Списка предусмотрено наименование «фельдшерско-акушерский пункт».
Пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и п.п. 7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Работая в должности фельдшера <данные изъяты>, она исполняла должностные обязанности абсолютно тождественные обязанностям, предусмотренным наименованиям должности «фельдшера» фельдшерско-акушерского пункта. Таким образом, с учетом указанных периодов, подлежащих зачислению, ее специальный медицинский стаж на день обращения за назначением пенсии составлял: 29 лет 1 месяц 17 дней - стаж, зачтенный Пенсионным фондом; 2 месяца- периоды прохождения курсов повышения квалификации; 5 лет 2 месяца 1 день - период работы в должности фельдшера <данные изъяты>, всего 34 года 5 месяцев 18 дней.
Просит отменить решение ГУ ГУ от 23.09.2010 года как незаконное, в части не включения следующих периодов: прохождения курсов повышения квалификации с 13.02.2006 по 17.02.2006 г., с 06.03.2006 по 16.03.2006 г., и с 16.05.1989 по 29.06.1989 г., работы в должности фельдшера <данные изъяты> с 01.09.1992 по 31.10.1997 г. Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии следующие эти периоды. Назначить досрочную трудовую пенсию со дня ее обращения в суд.
В судебном заседании истица Мавлетова Ф.Ф. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель <данные изъяты> Панина Л.В., против иска возражала, пояснив, что досрочное назначение пенсий по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения производится в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет стажа в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Учитывая льготный характер указанного вида пенсии в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, поименованных Списками, работа которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Правительством РФ. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, а также Правила исчисления периодов указанной работы, утверждены постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т. е действовавшие на 31 декабря 2001 года.
К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, которое применяется к периодам работы до 1 ноября 1999 года, к периодам, протекавшим после 1 ноября 1999 года - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1966, а для периодов, протекавших после 12 ноября 2002 года - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Кроме того, применяются и Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также помимо работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж иных периодов законодательством не предусмотрено.
Мавлетовой Ф.А. при обращении в ГУ не представлены сведения о переобучении (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором с 16.05.1989 по 29.06.1989 г. и прохождения курсов повышения квалификации с 13.02.2006 по 17.02.2006 г., с 06.03.2006 по 16.03.2006 г., ввиду чего эти периоды не учтены при подсчете специального стажа работы.
Период работы в колхозе им. <данные изъяты> в качестве медицинской сестры с 01.08.1992 г. по 31.08.1992 г. и фельдшера <данные изъяты> с 01.09.1992 по 31.10.1997 г. не принят в подсчет специального стажа работы, так как Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 г. № 73. Таким образом, возложение на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. В соответствии с законодательством, действующим на 23.09.2010 года, то есть на дату подачи заявления Мавлетовой Ф.А. в ГУ, права на установление досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не имеется, поскольку не выработан требуемый 25 летний специальный стаж в сельской местности или 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Просила в удовлетворении исковых требований истице полностью отказать.
Представитель Кушнаренковской ЦРБ Батргареева Р.Р. пояснила, что <данные изъяты> не относился к Кушнаренковской ЦРБ и не являлся структурным подразделением Кушнаренковской ЦРБ в 1992-1997годах, соответственно Мавлетова Ф.А не указана в тарификационных списках работниках больницы за эти годы. В составе Кушнаренковской ЦРБ этот пункт открыт лишь в 2003году.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные материалы, обозрев документы по колхозу <данные изъяты> суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Требование Мавлетовой Ф.А. о включении в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, указанных ею периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя зарплата.
В судебном заседании установлено, что во время нахождения ее на указанных курсах работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о зачете периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 13.02.2006 г. по 17.02.2006 года, с 06.03.2006 г. по 16.03.2006 года, с 16.05.1989 г. по 29.06.1989 года в льготный стаж.
Согласно ст. 28 ч. 1 п. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей редакции аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 ст. 27 данного Федерального закона.
Правительство РФ Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст. 81 и 83 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ»), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно- профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, действовавших в оспариваемый истицей период.
Учитывая льготный характер указанного вида пенсии в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, поименованных Списками, работа которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Правительством РФ.
В список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не включены колхозы, где работала Мавлетова в спорный период. Не предусматривалось указанного учреждения и в ранее действовавших Правилах и Списках.
Согласно п.3 ст.13 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от24.07.2009г. №213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Показания свидетелей не могут быть взяты в качестве допустимых доказательств установления характера работы.
Поэтому период работы истицы в колхозе им. <данные изъяты> в качестве фельдшера <данные изъяты> с 01.09.1992 по 31.10.1997 г. не может быть принят в подсчет специального стажа ее работы. Она в этот период не являлась работником лечебного учреждения, медицинские пункты не относились и не являлись структурным подразделением Кушнаренковской ЦРБ. В этой части требования истицы не подлежат удовлетворению. Истцом не представлено бесспорных доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что она, выполняя функцию фельдшера колхоза им <данные изъяты>, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Принимая во внимание изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что решение не может быть основано на предположениях, суд находит решение ГУ об отказе в назначении Мавлетовой досрочной трудовой пенсии по старости с 23.09.2010г. законным, и полагает необходимым отказать в этой части в удовлетворении иска. Мавлетовой Ф.А. подлежит включению в льготный стаж только период нахождения на курсах повышения квалификации -2 месяца.
Однако включение указанного периода недостаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости с 23.09.2010г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мавлетовой Ф.А. к ГУ о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать ГУ включить период нахождения Мавлетовой Ф.А. на курсах повышения квалификации с 13.02.2006 г. по 17.02.2006 года, с 06.03.2006 г. по 16.03.2006 года, с 16.05.1989 г. по 29.06.1989 года в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В удовлетворении исковых требований Мавлетовой Ф.А. к ГУ о признании незаконным решения ГУ ГУ № от 30 сентября 2010 года об отказе во включении периода с 01.09.1992 по 31.10.1997 г. ее работы в должности фельдшера <данные изъяты> (5 лет 2 месяца 1 день) в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня ее обращения в суд - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья Р.Х. Абейдуллин
Решение не вступило в законную силу