Дело 2-111/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерациис. Кушнаренково 18 марта 2011 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гаймалеева Р.Р.,
при секретаре Саетовой Г.Г.,
с участием истца Хафизова И.А.,
представителя ответчика Хафизовой Ч.Ф. - Рамазанова И.Р., действующего на основании доверенности от 12 сентября 2008 года,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Хафизова И.А. к администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ о признании недействительным завещания, удостоверенного Управляющим делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ Б.Ш. 14 августа 2002 года, от имени А.Ф, умершего 31 марта 2004 года,
УСТАНОВИЛ:
Хафизов И.А. обратился в суд с иском к администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ о признании недействительным завещания, удостоверенного Управляющим делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ Б.Ш. 14 августа 2002 года, от имени А.Ф, умершего 31 марта 2004 года.
В обоснование иска указал, что 31 марта 2004 года умер его отец А.Ф, которым было составлено завещание, согласно которому принадлежащий ему дом, расположенный по <адрес>, завещал сыну Н.А.. Данное завещание удостоверено Управляющим делами администрации Горьковского сельсовета <адрес> РБ Б.Ш. Однако данное завещание не соответствует форме и порядку его удостоверения, и не может быть признано законным. Оспариваемое завещание не мог лично прочитать его отец - А.Ф, так как он практически не видел, что подтверждается справкой врача отоларинголога Кушнаренковской ЦРБ. Завещание не было прочитано А.Ф вслух. Кроме того, должностное лицо должно было прочитать текст завещания, причем на родном языке ее отца, так как он по-русски не понимал. Его отец болел, о чем подтвердила Б.Ш.
Просит признать недействительным завещание, удостоверенное Управляющим делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ Б.Ш. 14 августа 2002 года, от имени А.Ф, умершего 31 марта 2004 года.
Определением Кушнаренковского районного суда РБ от 9 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Хафизова Ч.Ф.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика Хафизовой Ч.Ф. - Рамазанов И.Р., действующий на основании доверенности от 12 сентября 2008 года, заявил ходатайство о применении судом срока исковой давности и отказе в удовлетворении исковых требований истца в связи с пропуском им срока давности обращения в суд. В обоснование ходатайства указал, что о существовании завещания от 14.08.2002 года, удостоверенного управляющим делами Горьковского сельсовета Б.Ш., реестровый номер 21, истцу Хафизов И.А. и третьим лицам Хафизову А.А. и Нагаевой З.А. стало известно на 40 день после смерти наследника по завещанию Н.А., то есть 12 мая 2007 года. Иск предъявлен истцом 17.01.2011 года по истечению 3 лет 8 месяцев, с момента, когда им стало известно о наличии завещания. Пункт 2 статьи 181 ГК РФ предусматривает, что срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Вступившим в законную силу решением Кушнаренковского районного суда РБ от 22 апреля 2010 года вышеуказанное завещание признано действительным.
В предварительном судебном заседании истец Хафизов И.А. в удовлетворении ходатайства представителя ответчика Хафизовой Ч.Ф. - Рамазанова И.Р. о применении судом срока исковой давности и отказе в удовлетворении исковых требований истцов в связи с пропуском срока давности обращения в суд просил отказать.
Ответчик Хафизова Ч.Ф. на предварительное судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным заявлением с просьбой рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя Рамазанова И.Р. Исковые требования Хафизова И.А. не признает.
Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Горьковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Галяутдинов Т.Т. обратился в суд с письменным заявлением с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Третьи лица - Хафизов А.А., Нагаева З.А., управляющая делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ Б.Ш.., нотариус нотариального округа Кушнаренковский район РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцами Хафизовым И.А., Хафизовым А.А. и Нагаевой З.А. 14 марта 2008 года подан иск к Хафизовой Ч.Ф. об установлении факта принятии ими наследства в виде домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, открывшегося после смерти Н.А., умершего 31 марта 2004 года (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 3-4).
Из содержания абз. 2 искового заявления следует, что «Детей у отца было четверо. Наш брат Н.А. умер 02.04.2007 года, который также после отца фактически принял свою долю наследства. Брат Н.А. ко дню смерти отца проживал в спорном доме, однако после его смерти юридически наследство по завещанию не принял».
Таким образом, истец Хафизов И.А. на момент подачи искового заявления 14 марта 2008 года уже знал о существовании завещания отца.
30 апреля 2008 года ответчиком Хафизовой Ч.Ф. подано встречное исковое заявление о признании действительным завещания от 14 августа 2002 года, удостоверенного управляющими делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ, реестровый номер 21, оформленного от имени А.Ф на имя Н.А. (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 47).
Решением Кушнаренковского районного суда РБ от 10 ноября 2008 года исковые требования Хафизова И.А., Хафизова А.А. и Нагаевой З.А. удовлетворены частично. Установлен факт принятия Н.А. наследства, открывшегося после смерти отца А.Ф в виде жилого дома и надворных построек, расположенных по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части их исковых требований отказано. Встречный иск Хафизовой Ч.Ф. удовлетворен. Установлено, что п. 1 завещания от 14 августа 2002 года, удостоверенного управляющими делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ, реестровый номер 21, оформленного от имени А.Ф, завещано Н.А. все имущество, в том числе жилой дом и надворные постройки, принадлежащие А.Ф, где бы это имущество не находилось (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 99-101).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 9 апреля 2009 года решение Кушнаренковского районного суда РБ от 10 ноября 2008 года отменено и направлено на новое рассмотрение в тот же суд (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 192-193).
24 июня 2009 года истец Хафизов И.А., действующий за себя и по доверенности за Хафизова А.А. и Нагаеву З.А., обратился с уточненным исковым заявлением, в котором просил установить факт принятия ими наследства, открывшегося после смерти отца А.Ф, умершего 31.03.2004 года, и признать недействительным завещание умершего отца А.Ф, составленного на дому 14 августа 2002 года в <адрес>, зарегистрированного в реестре под № 21, в пользу его брата Н.А. (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 206-207).
Из содержания абз. 6 уточненного искового заявления следует, что «После смерти родного брата Н.А., на 40 день после его похорон, ему по почте прислали повестку на судебное заседание. Откуда ему стало известно о том, что имеется завещание его отца, оформленное на дому в <адрес> РБ от 14.08.2002 года, удостоверенное Б.Ш. - управляющей делами администрации Горьковского с/с Кушнаренковского района РБ.
Таким образом, о совершенном А.Ф завещании, истцу Хафизову И.А. стало известно на 40 день после похорон его брата Н.А.
На вопросы представителя ответчика Рамазанова И.Р. в судебном заседании от 30 октября 2009 года истец Хафизов И.А. также подтвердил данный факт, пояснив, что о завещании отца узнал на сороковой день после смерти брата Наиля (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 292 обор., абз. 3).
Из материалов дела усматривается, что Н.А. умер 2 апреля 2007 года (гр. дело 2-431/2010 т. 1 л.д. 6). Сороковым днем после указанной даты является 12 мая 2007 года.
Таким образом, поскольку истец Хафизов И.А. узнал о существовании завещания отца именно на сороковой день, то есть 12 мая 2007 года, то срок исковой давности надлежит исчислять именно с этой даты.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
С иском о признании недействительным завещания, совершенного 14 августа 2002 года А.Ф в пользу Н.А., истец Хафизов И.А. обратился 24 июня 2009 года.
В соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Следовательно, требование о признании оспоримой сделки недействительной должно было быть заявлено истцом Хафизовым И.А в течение года с того момента, когда им стало известно о нарушении их прав.
Каких либо доказательств уважительности пропуска срока исковой давности со стороны истца Хафизова И.А. суду представлено не было.
Истец Хафизов И.А. имел реальную возможность в течение установленного законом годичного срока, обратиться в суд за защитой нарушенного права, предъявив в установленном порядке иск к ответчику.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
В силу п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд, в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
В силу изложенного, все добытые по делу доказательства приводят суд к выводу, что срок обращения в суд с иском о признании недействительным завещания, удостоверенного Управляющим делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ Б.Ш. 14 августа 2002 года, от имени А.Ф, умершего 31 марта 2004 года, пропущен истцом Хафизовым И.А. более чем на 2 года без уважительных причин, а потому в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, поскольку представитель ответчика заявил в судебном заседании ходатайство о применении судом срока исковой давности и об отказе в удовлетворении исковых требований истца, в связи с пропуском последним, срока для обращения в суд.
Кроме того, согласно вступившему в законную силу решению Кушнаренковского районного суда РБ от 22 апреля 2010 года признано действительным завещание, зарегистрированное в реестре под номером 21, от имени А.Ф от 14 августа 2002 года на имя Н.А..
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хафизова И.А. к администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ, Хафизовой Ч.Ф. о признании недействительным завещания, удостоверенного Управляющим делами администрации Горьковского сельсовета Кушнаренковского района РБ Б.Ш. 14 августа 2002 года, от имени А.Ф, умершего 31 марта 2004 года - отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Мотивировочная часть решения изготовлена 22 марта 2011 года.
Судья Гаймалеев Р.Р.