Дело 2-363/2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 4 апреля 2011 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гаймалеева Р.Р.,
при секретаре Саетовой Г.Г.,
с участием истца Кифятова Р.Р.,
представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ Паниной Л.В., действующей на основании доверенности № 1 от 12 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кифятова Р.Р. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кифятов Р.Р. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, не выработан специальный педагогический стаж 25 лет, хотя на дату обращения от 21 декабря 2011 года специальный стаж составляет 25 лет 2 месяца 17 дней. В специальный педагогический стаж не включены периоды: служба в Советской Армии с 18 октября 1985 года по 16 ноября 1987 год, что составляет 2 года и 29 дней, несмотря на то, что этому периоду предшествовала педагогическая работа в школе учителем физкультуры и труда. Период работы в Кушнаренковском райкоме ВЛКСМ с 20 ноября 1988 года по 20 августа 1989 года составляет 9 месяцев. Просит признать незаконным решение № 1 ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ от 28 февраля 2011 года, включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости, службу в Советской Армии с 18 октября 1985 года по 16 ноября 1987 года - 2 года 29 дней, периоды работы в должности комсорга в СПТУ № 114 с 20 ноября 1988 г. по 20 августа 1989 г. - 9 месяцев, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ назначить ему пенсию со дня подачи заявления 21 февраля 2011 года.
В судебном заседании истец Кифятов Р.Р. исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ Панина Л.В., действующая на основании доверенности № 1 от 12 января 2011 года, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у заявителя не менее 25 лет специального стажа в учреждениях для детей независимо от возраста. Учитывая льготный характер указанного вида пенсии в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, поименованных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативным правовым актам относятся: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, которое применяется к периодам работы до 1 ноября 1999 г.; к периодам, протекавшим после 1 ноября 1999 г. - Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, а для периодов, протекавших после 12 ноября 2002 г. - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
По состоянию на 31.12.2001 г. (на момент вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») Постановление № 1397 от 17.12.1959 г. не применялось на территории РФ в соответствии с постановлением № 953 от 22.09.1993 г. Следовательно, применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так как и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. Никаких законных оснований для применения Постановления № 1397 от 17.12.1959 при исчислении стажа педагогической или медицинской деятельности, помимо Постановления КС РФ № 2-П от 29.01.2004 не усматривается, но как следует из Определения КС РФ № 610-О-О от 16.07.2008, данное толкование положений указанного Постановления является неверным, Управление считает, что исковые требования подлежат отклонению. Кроме того, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Указанный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом его гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, давшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Педагогический стаж Кифятова Р.Р. на дату подачи заявления 21.02.2011 г. составил 22 года 4 месяца 18 дней и в соответствии с действующим законодательством, права на установление досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не имеется, поскольку не выработан требуемый 25 летний специальный педагогический стаж.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными, законными и подтвержденными надлежащими доказательствами.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Кифятов Р.Р. в период с 18 октября 1985 года по 16 ноября 1987 года проходил военную службу в армии.
Согласно данным трудовой книжки, до службы в армии Кифятов Р.Р. работал учителем физкультуры и труда Верхнесаитовской восьмилетней школы.
Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кушнаренковскому району РБ № 1 от 28 февраля 2011 года Кифятову Р.Р. отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии с 18 октября 1985 года по 16 ноября 1987 года, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Кифятова Р.Р. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно решению комиссии по назначению пенсии Управления Пенсионного Фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ от 28 февраля 2011 года в специальный педагогический стаж также не включен период работы Кифятова Р.Р. в Кушнаренковском райкоме ВЛКСМ с 20.11.1988 года по 20.08.1989 года.
Согласно данным трудовой книжки и справке директора ГОУ НПО ПУ № 114, Кифятов Р.Р. с 20.11.1988 года по 20.08.1989 года действительно работал секретарем комитета ВЛКСМ училища.
В спорный период работы истца на выборной должности также действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в п. 1 которого указано, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждении, организации и должностей согласно приложения назначать - учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
В силу п. 4 данного Положения период выполнения указанной работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Также учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека.
Таким образом, суд считает, что Кифятов Р.Р. проработав в спорный период на ответственной работе в партийных органах, имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с другими работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
Учитывая, что Кифятовым Р.Р. на момент обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Кушнаренковскому району Республики Башкортостан за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком было определено, что его стаж педагогической деятельности составил 22 года 4 месяца 18 дней, а с учетом периодов службы в Советской Армии с 18.10.1985 года по 16.11.1987 года и работы в Кушнаренковском райкоме ВЛКСМ с 20.11.1988 года по 20.08.1989 года, у истца Кифятова Р.Р. имеется более 25 лет стажа по педагогической деятельности, ему должна быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 21 февраля 2011 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кифятова Р.Р. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода работы в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ за № 1 от 28 февраля 2011 года в части отказа включения в стаж на досрочное назначение пенсии периодов: службы в Советской Армии с 18.10.1985 года по 16.11.1987 года; работы в Кушнаренковском райкоме ВЛКСМ с 20.11.1988 года по 20.08.1989 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ включить в педагогический стаж работы периоды: службы в Советской Армии с 18.10.1985 года по 16.11.1987 года; работы в Кушнаренковском райкоме ВЛКСМ с 20.11.1988 года по 20.08.1989 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ назначить досрочно трудовую пенсию по старости и произвести Кифятову Р.Р. выплату досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 21 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Мотивировочная часть решения изготовлена 6 апреля 2011 года.
Судья Гаймалеев Р.Р.