2-410/11 о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной педагогической деятельностью и включении в стаж



Дело 2-410/2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково 28 апреля 2011 года

Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гаймалеева Р.Р.,

при секретаре Саетовой Г.Г.,

с участием истца Насибуллиной Л.Г.,

представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ Дружининой Е.П., действующей на основании доверенности № 4 от 28 апреля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насибуллиной Л.Г. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения в части не включения в стаж периодов работы и включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Насибуллина Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения в части не включения в стаж периодов работы и включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает преподавателем в Кушнаренковском сельскохозяйственном техникуме. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда в Кушнаренковском районе РБ с заявлением о подсчете стажа для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении пенсии. Причиной отказа явилось «отсутствие требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей». При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды ее работы, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 24 года 6 месяцев 8 дней. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение на курсах повышения квалификации - 6 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебном отпуске - 18 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебном отпуске - 2 месяца 17 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебном отпуске - 1 месяц 1 день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебном отпуске - 1 месяц 16 дней. Всего к зачету не принят период 5 месяцев 28 дней. Вышеуказанные периоды, когда она находилась в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации непосредственно связаны с осуществлением педагогической работы и должны быть включены в педагогический стаж. На курсы повышения квалификации она направлялась на основании приказов руководителя Кушнаренковского сельскохозяйственного техникума. За периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в ученических отпусках ей выплачивалась заработная плата, и сохранялось место работы. Систематическое повышение профессиональной квалификации является правом и обязанностью педагогического работника. Находясь на курсах повышения квалификации, она была занята в течение всего рабочего дня. Повышение квалификации включает в себя прослушивание лекций, посещение открытых уроков и проведение таких уроков, то есть это та же педагогическая деятельность. С ДД.ММ.ГГГГ годы ей были предоставлены ученические отпуска в связи с обучением в высших учебных заведениях. Данный вид дополнительного оплачиваемого отпуска был предусмотрен действующим на тот момент законодательством. Поскольку она, осуществляя в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права с ДД.ММ.ГГГГ годы, то указанные периоды ее нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Просит признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ включить периоды трудовой деятельности работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в учебных отпусках (5 месяцев 28 дней) в трудовой стаж.

В судебном заседании истец Насибуллина Л.Г. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ Дружинина Е.П., действующая на основании доверенности № 4 от 28 апреля 2011 года, просила в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование указала на доводы, изложенные в возражении на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 10 п. 1 cт. 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Насибуллина Л.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 1 п.п. 19 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., по причине того, что Насибуллиной Л.Г. не выработан специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. В специальный стаж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках.

Судом установлено, данными трудовой книжки подтверждено, что Насибуллина Л.Г. была принята на должность преподавателя в Кушнаренковский сельскохозяйственный техникум.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, такие же гарантии были по ранее действовавшему КЗОТ РСФСР (ст. 112 КЗОТ РСФСР).

Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, преподаватель Насибуллина Л.Г. была направлена на курсы повышения квалификации по активным методам обучения в Башгосуниверситет с ДД.ММ.ГГГГ.

При разрешении указанного вопроса суд исходит из того, что период повышения квалификации (усовершенствования) работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством - за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Выплачивая работнику, направляемому на курсы повышения квалификации, заработную плату, работодатель уплачивает от этой зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В период обучения на курсах повышения квалификации педагогические работники хотя и не занимаются педагогической деятельностью, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, то есть повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна профессиональная деятельность.

Согласно расчетно-платежной ведомости за июнь 1990 года Насибуллиной Л.Г. начислялась заработная плата.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о включении указанного спорного периода нахождения Насибуллиной Л.Г. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ в стаж педагогической деятельности, дающего права на досрочное назначение пенсии.

Согласно ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Насибуллиной Л.Г. предоставлен учебный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ преподавателю Насибуллиной Л.Г. предоставлен оплачиваемый дополнительный отпуск для подготовки и защите дипломного проекта в Башсельхозинституте с 28 июля по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду приезда заочников по специальности «Бухгалтерский учет» на учебную сессию преподавателя отделения бухгалтерского учета Насибуллину Л.Г. отозвать с учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ для участия ЛЭС студенту-заочнице педагогического факультета Московской с/х академии Насибуллиной Л.Г. предоставлен оплачиваемый учебный отпуск с 5 мая по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной трудовой деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Период нахождения в учебном отпуске является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что в периоды нахождения Насибуллиной Л.Г. в учебных отпусках ей начислялась заработная плата.

Следовательно, периоды нахождения в учебном отпуске подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Так, в специальный стаж подлежат включению периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Насибуллиной Л.Г. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Насибуллиной Л.Г. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения в части не включения в стаж периодов работы и включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Насибуллиной Л.Г. периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в учебных отпусках.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Мотивировочная часть решения изготовлена 4 мая 2011 года.

Судья Гаймалеев Р.Р.