2-854/2011 об установлении факта принятия наследства и признании права собственности



2-854/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково                       29 ноября 2011 года

           Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гаймалеева Р.Р.,

при секретаре Саетовой Г.Г.,

с участием представителя истца Тяптина С.М. - Скрипкова В.Н., действующего на основании доверенности от 14 апреля 2011 года,

представителя ответчика - администрации сельского поселения Ахметовский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Кашаповой З.Х., действующей на основании доверенности от 29 ноября 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тяптина С.М. к администрации сельского поселения Ахметовский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л :

           Тяптин С.М. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Ахметовский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом.

           Свои требования мотивирует тем, что его отцу Тяптину М.А. принадлежит жилой дом площадью 43,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Тяптин М.А. умер. После смерти отца наследство в виде 1/2 доли жилого дома в <адрес> согласно свидетельству о праве собственности от 7 марта 1996 года приобрела мать Тяптина В.А. 26 июля 1996 года Тяптина В.А. составила завещание на его имя. ДД.ММ.ГГГГ Тяптина В.А. умерла. После смерти матери он фактически принял наследственное имущество, в том числе и жилой дом.

           Просил признать за ним право собственности в порядке наследования на жилой <адрес>

           В судебном заседании представитель истца Скрипков В.Н. уточнил исковые требования, просил установить факт принятия Тяптиным С.М. наследства после смерти матери Тяптиной В.А. в виде жилого <адрес>, и признать за Тяптиным С.М. право собственности на указанный дом.

           Представитель ответчика - администрации сельского поселения Ахметовский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ Кашапова З.Х., действующая по доверенности от 29 ноября 2011 года, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

           Истец Тяптин С.М. на судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным заявлением с просьбой рассмотреть дело без его участия.

           В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть в отсутствие неявившегося истца.

           Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

           Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Тяптин М.А. (свидетельство о смерти II-АР от 13 августа 2010 года).

           Согласно свидетельству о праве собственности от 7 марта 1996 года, Тяптиной В.А., являющейся пережившим супругом Тяптина М.А., принадлежит право собственности на 1/2 долю в общем совместном имуществе, приобретенном названным супругам в течении брака. Общее совместное имущество, право собственности, на которые в указанной доле удостоверяется настоящим свидетельством за Тяптиной В.А. состоит жилого дома, находящегося в <адрес>. Жилой дом состоит из каменного одноэтажного строения общей полезной площадью 43, 6 кв.м., в том числе жилой площадью 21, 8 кв.м. и хозяйственных ограждений.

           Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом Уфимского нотариального округа РБ Ямаловой С.Ф. и зарегистрированному в реестре под , Тяптина В.А. завещала все свое имущество, какое только ко дню ее смерти окажется ей принадлежащем, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе плодово-ягодные насаждения и постройки в коллективном саду , участок от АО <данные изъяты>, находящиеся в Калининском районе г. Уфы, своему сыну Тяптину С.М..

           Данных об отмене или изменении данного завещания не имеется и суду не представлено.

           Согласно свидетельству о смерти серии II-АР от 26 октября 2010 года, Тяптина В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

           Согласно свидетельству о рождении серии АО от 3 июня 1950 года, Тяптин С.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями записаны Тяптин М.А. и Тяптина В.А..

           Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону.

           В соответствии с ч. 1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.

           Согласно ст. 1130 ГК РФ.

           Наследником имущества Тяптиной В.А. по завещанию является ее сын - Тяптин С.М..

           Наследство Тяптиной В.А. открыто 14 июля 2009 года, согласно свидетельству о смерти.

           В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

           Согласно ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

           Согласно ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

           Согласно справке нотариуса г. Уфы Явгильдиной Л.М. от 14 ноября 2011 года, сделанной на обороте запроса суда, наследственное дело после смерти Тяптиной В.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.

           В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.

           Из справки председателя огородно-садоводческого товарищества ОАО <данные изъяты> Гафарова М.М. от 23 ноября 2011 года следует, что Тяптин С.М. с июля 2009 года был принят в члены кооператива коллективного сада от АО <данные изъяты>, владел садовым участком , оплатил задолженность по членским взносам, образовавшуюся с 2006 года, и регулярно оплачивал взносы до ноября 2011 года. В настоящее время Тяптин С.М. исключен из числа членов кооператива в связи с продажей садового участка.

           Это обстоятельство согласно п.п. 2 и 4 ст. 1152 ГК РФ означает принятие наследником всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

           В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

           Таким образом, Тяптин С.М. фактически принял наследство и в виде жилого дома, принадлежащего матери Тяптиной В.А., расположенного по адресу: <адрес>

           Оценивая имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Тяптин С.М. после смерти матери вступил во владение наследственным имуществом, то есть принял наследство одним из установленных законом способов. Принятое им наследство в виде жилого дома признается принадлежащим ему со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

           В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

           Право собственности умершей Тяптиной В.А. на жилой дом было зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 7 марта 1996 года.

           Спорный дом не является самовольной постройкой, притязания третьих лиц на предмет спора отсутствуют. Представитель ответчика - администрации сельского поселения Ахметовский сельсовет не возражает на признание за истцом права собственности на дом.

           Истец Тяптин С.М. выбрал надлежащий способ защиты гражданских прав, обратившись с иском о признании права собственности на жилой дом, в связи с чем суд считает необходимым исковые требования в этой части также удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Исковые требования Тяптина С.М. удовлетворить.

           Установить факт принятия наследства Тяптиным С.М. после смерти матери Тяптиной В.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

           Признать за Тяптиным С.М. право собственности на жилой дом, общей площадью 43,6 кв.м., в том числе жилой площадью 21,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после умершей матери Тяптиной В.А..

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

                         Судья                                                         Гаймалеев Р.Р.