2-117/2012 Курбанова М.Г. к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании незаконным постановления главы администрации муниципального района Кушнаренковский район



2-117/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково                                                                              14 марта 2012 года         

           Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гаймалеева Р.Р.,

при секретаре Саетовой Г.Г.,

с участием истца Курбановой М.Г., ее представителя - адвоката Габбасовой Г.Р., действующей на основании ордера № 025479 от 5 марта 2012 года,

представителя ответчика - администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ Киреева С.Ю., действующего по доверенности от 10 января 2012 года,

третьего лица Куприянова В.В.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Курбановой М.Г. к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании незаконным постановления главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850,

УСТАНОВИЛ:

           Курбанова М.Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ о признании незаконным постановления главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850.

           В обосновании исковых требований указала, что по договорам купли-продажи от 23 июля 2003 года и 15 декабря 2003 года она является собственником жилого дома и земельного участка площадью 3586 кв. метров с кадастровым номером , расположенных по адресу: д. Киренево ул. Пушкина, 30. Постановлением главы администрации муниципального района Кушнаренковский район № 5-850 от 24 мая 2011 года ее земельный участок был исключен из списка инвентаризации земель, утвержденных постановлением от 8 сентября 2000 года № 9-443. О принятии постановления ей стало известно 28 января 2012 года при получении по почте и ознакомлении с заявлением Куприянова В.В. о пересмотре решений судом по вновь открывшимся обстоятельствам. Постановлением поручено МУП «Землемер» провести работы по постановке земельных участков на кадастровый учет по фактически существующим границам, ошибочно предполагая, что площадь земельного участка Куприянова В.В. составляет 3752 кв. м. Указанная площадь Куприянова В.В. включает в себя площадь ее земельного участка 1035 кв. метров, то есть Куприянов незаконно занял земельный участок площадью 1035 кв. м., принадлежащий ей.

           В судебном заседании истец Курбановой М.Г. и ее представитель Габбасова Г.Р. поддержали исковые требования и настаивали на их удовлетворении.

           В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ Киреева С.Ю., действующий по доверенности от 10 января 2012 года, исковые требования не признал и указал, что на имя главы администрации района 8 апреля 2011 года поступило заявление Куприянова В.В. о том, что он не может оформить права на принадлежащий его отцу на праве собственности земельный участок, на котором расположен доставшийся ему от отца по наследству жилой дом, в связи с тем, что данные кадастрового учета границ его земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и расположенных по смежеству земельных участков под номерами 30 и 34 не соответствуют фактическому расположению данных границ в натуре на местности. Данные обстоятельства подтверждены представленной выкопировкой от 20 июля 2009 года № 416, изготовленной имеющим лицензию на право проведения землеустроительных работ МУП «Землемер» Кушнаренковского района. Согласно данным, имеющимся в выкопировке, по результатам проведенных обмеров становится ясно, что специалисты, выполняющие работы по инвентаризации земель населенного пункта Киренево в 2000 году, совершили ошибку при обработке данных измерений и неправильно соединили имеющиеся на плане поворотные точки границ земельных участков, имеющих адреса: <адрес>. Это подтверждается также наложением данных измерений, указанных в выкопировке и результатов инвентаризации проведенной в 2000 году на имеющиеся в комитете по управлению собственностью ортофотопланы, изготовленные по результатам аэрофотосъемки в 2008 году. Убедившись в неоспоримости факта технической ошибки при проведении работ по инвентаризации земель д. Киренево и наличии кадастровой ошибки, заключающейся в том, что по результатам инвентаризации указанные земельные участки были внесены в государственный кадастр недвижимости 17 декабря 2003 года, администрация района внесла изменение в свое постановление от 8 сентября 2000 года № 9-443, утверждающее материалы инвентаризации земель д. Киренево, исключив из списка инвентаризации земель земельные участки, расположенные по ул. Пушкина, 30, 32, 34, 36 и, поручив МУП «Землемер» провести работы по кадастровому учету данных земельных участков по фактически существующим границам. МУП «Землемер» при проведении указанных работ обязано согласовать расположение границ указанных земельных участков со всеми их владельцами. При несогласии владельцев согласовать расположение границ смежных земельных участков, данный вопрос возможно решить только в судебном порядке. Постановление от 24 мая 2011 года № 5-858 право собственности Курбановой М.Г. не отменяет, и при этом не нарушает ее право собственности на земельный участок.

           Третье лицо Куприянов В.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска Курбановой М.Г. отказать.

           Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

           В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

           Согласно ст. ст. 12, 13 ГК РФ и ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

           В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 1.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

           В судебном заседании установлено, что постановление администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года «О рассмотрении материалов инвентаризации земель населенных пунктов» утверждены материалы по инвентаризации земель населенных пунктов <адрес> Ахметовского сельсовета, выполненные Земельно-кадастровым бюро.

           В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения инвентаризации земель», утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12.081993 года № 659, инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

           В соответствии с п. 4 Положения в ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

           Согласно Списку землепользований и площади земельных участков по результатам инвентаризации <адрес>, у гр. Гафарова Ф.Ф. находился в пользовании земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 0,3586 га.; у Куприянова - земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 0,3752 га.

           Как видно из материалов гражданских дел и установлено вступившими в законную силу решениями Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 24 марта 2010 года и 15 июня 2010 года, постановлением администрации муниципального образования Ахметовского сельсовета №6-30 от 11 июня 2003 года Гафарову Ф.Ф. собственнику <адрес> был передан земельный участок при доме, общей площадью 0,3586 га., для ведения личного подсобного хозяйства.

           На основании договора купли-продажи дома от 15 декабря 2003 года, заключенного между Курбановой М.Г. и Гафаровым Ф.Ф., Курбанова М.Г. приобрела в собственность жилой дом, расположенный в <адрес>.

           Постановлением главы администрации Ахметовского сельсовета № 12-52 от 9 декабря 2003 года Курбановой М.Г. предоставлен в собственность путем продажи земельный участок, общей площадью 0,3587 га.

           15 декабря 2003 года между Курбановой М.Г. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью заключен договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 0,3586 га.

           На основании указанного договора купли-продажи от 15декабря 2003 года за Курбановой М.Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 3586 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 20 января 2004 года.

           Постановлением главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850 «О внесении изменений в постановление администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года №9-443», в связи с выявленным несоответствием результатов инвентаризации земель населенного пункта Киренево с фактически существующими границами земельных участков в натуре, исключены из списка инвентаризации земель, материалы которой утверждены постановлением администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года № 9-443, - земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> по результатам которой указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет. В пункте 2 данного постановления МУП «Землемер» Кушнаренковского района РБ обязано провести работы, необходимые для постановки земельных участков с указанными адресами на государственный кадастровый учет по фактически существующим границам.

           В порядке досудебного урегулирования спора истица Курбанова М.Г. обратилась с письмом к главе администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ об отмене постановления от 24 мая 2011 года № 5-850, в котором указала, что проведение работ по постановке земельных участков на кадастровый учет по фактически существующим границам приведет к уменьшению ее земельного участка со стороны Куприянова В.В. на 1035 кв.м.     

           Из ответа главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ Юсупова А.М. от 7.02.2012 года следует, что вынесенное постановление не отменяет право собственности на земельный участок и права заявителя данным постановлением не нарушаются.

           Между тем, суд не может согласиться с данным суждением должностного лица, поскольку принятым постановлением главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850 непосредственно затрагиваются права Курбановой М.Г. на земельный участок, принадлежащий на праве собственности.

           Так, решением Кушнаренковского районного суда РБ от 24 марта 2010 года установлено, что между землепользователями смежных земельных участков Курбановой М.Г. и Куприяновым В.В. имелся спор о праве. Судом сделан вывод, что границы и площадь фактически занимаемого Курбановой М.Г. земельного участка Курбановой М.Г. соответствует границам и площади земельного участка, указанным в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок Курбановой М.Г., кадастровом плане земельного участка и данным инвентаризации в 2000 году.

           Из акта согласования границ землепользований д. Киренево в 2001 году также следует, что отец Куприянова Владислава - Куприянов Виталий был согласен с границами и площадью земельного участка своего соседа Гафарова Ф.Ф., о чем свидетельствует его подпись в акте.

           Наличие кадастровой ошибки при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка Курбановой М.Г. не нашло своего подтверждения в суде.

           Однако, как установлено судом, по архивной выписке от 24 августа 2009 года за Куприяновым В.А. был закреплен земельный участок общей площадью 0,25 га.

           При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика о наличии кадастровой ошибки при определении границ и площади земельного участка Курбановой М.Г. противоречат исследованным материалам гражданских дел, в связи с чем суд считает необходимым признать недействительным п. 1 постановления главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850 «О внесении изменений в постановление администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года №9-443» в части исключения из списка инвентаризации земель, материалы которой утверждены постановлением администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года №9-443, - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

           В ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотрен порядок и способы устранения кадастровой ошибки путем исправления в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

           Статья 28 названного Федерального закона устанавливает два варианта появления ошибки в государственном кадастре недвижимости: техническая ошибка - в случае, когда органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости была допущена техническая ошибка, которая привела к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, кадастровая ошибка в сведениях - если воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка изначально содержалась в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (например, таковой может быть ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости).

           В зависимости от того, какой является ошибка, порядок ее исправления различен.

           В соответствии со ст. 28 упомянутого Закона кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, а потому для ее исправления необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости. При наличии заявления от собственника объекта недвижимости об исправлении кадастровой ошибки и документов, содержащих сведения в объеме, необходимом для внесения данных исправлений, орган кадастрового учета принимает решение об устранении такой ошибки, с учетом требований ч. 5 ст. 28 названного Федерального закона.

           В случае несогласия собственника объекта недвижимости на внесение изменений, в сведениях которого допущена кадастровая ошибка, или иной причины невозможности получения письменного заявления орган кадастрового учета инициирует обращение в суд для решения вопроса о внесении данных изменений в сведения государственного кадастра недвижимости с приложением необходимых для принятия такого решения документов.

           Сторонами не оспаривается, что при принятии обжалуемого постановления письменного согласия истца Курбановой М.Г на исправление кадастровой ошибки не запрашивалось.

           Кроме того, принятым постановлением непосредственно нарушаются права Курбановой М.Г, так как 3 февраля 2012 года Куприянов В.В. обратился в суд с заявлением об отмене по вновь открывшимся обстоятельствам решения Кушнаренковского районного суда РБ от 15 июня 2010 года, ссылаясь на постановление главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850 «О внесении изменений в постановление администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года №9-443».

           В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

           Согласно п.п. 3 п. 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 200 рублей.

           Поскольку Курбанова М.Г. при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины, то с ответчика администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме 200 рублей.

           Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковые требования Курбановой М.Г. удовлетворить.

           Признать недействительным п. 1 постановления главы администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ от 24 мая 2011 года № 5-850 «О внесении изменений в постановление администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года №9-443» в части исключения из списка инвентаризации земель, материалы которой утверждены постановлением администрации Кушнаренковского района от 8.09.2000 года №9-443, - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

           Взыскать с администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход федерального бюджета.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

                      Судья                                                                Гаймалеев Р.Р.