2-103/2012 Сахабутдиновой А.Р. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии



Дело 2-103/2012                                                                                                   

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

с. Кушнаренково                                                                                          22 марта 2012 года

           Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абейдуллина Р.Х.,

при секретаре Багмановой Ф.Ф.,

с участием истца Сахабутдиновой А.Р.,

представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ Паниной Л.В., действующей на основании доверенности № 1 от 11 января 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахабутдиновой А.Р. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

           Сахабутдинова А.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии.

           В обоснование иска указала, что решением № 12 от 23 декабря 2011 года ГУ Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с тем, что ею не выработан специальный педагогический стаж 25 лет. В специальный стаж не включен период работы в Кушнаренковском Доме пионеров в должности методиста и руководителя кружка с 11 августа 1986 по 11 августа 1988 года.

Просит признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ № 12 от 23 декабря 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ включить в специальный стаж для назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды работы в должности методиста и руководителя назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В последующем Сахабутдинова А.Р. уточнила исковые требования и просила включить в ее педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы: с 11.08.1986 по 11.07.1988 годы методистом и руководителем кружка Дома пионеров Кушнаренковского районного отдела образования, с 25.09.2008 по 06.10.2008 годы нахождение на курсах повышения квалификации, с 12.10.1992 по 16.08.1993 годы период ухода за ребенком до 1,5 лет. Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда в Кушнаренковском районе № 12 от 23 декабря 2011 года об отказе в назначении ей пенсии.

           В судебном заседании истица Сахабутдинова А.Р. также уточнила исковые требования указывая период работы в Доме Пионеров с 01.09.1986г. по 01.07.1988г.г., а по уходу за ребенком с 12.10.1992. по 15.08.1993г.г., не поддержала требования в части, включения в стаж период повышения квалификации с 25.09.2008г. по 06.10.2008г. как излишние.

           Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ Панина Л.В., просила в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование указала на доводы, изложенные в возражении на исковое заявление.

           Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

           Согласно п.п. 10 п. 1 cт. 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

           Судом установлено, что 14 декабря 2011 года Сахабутдинова А.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

           Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ № 12 от 23 декабря 2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 1 п.п. 19 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., по причине того, что Сахабутдиновой А.Р. не выработан специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. В специальный стаж не были включены периоды: с 11.08.1986 г. по 11.08.1988 г.- период работы методистом и руководителем кружка Дома пионеров Кушнаренковского района, с 25.09.2008 г. по 06.10.2008 г. - нахождение на курсах повышения квалификации, с 12.10.1992г. по 16.08.1993г. - период ухода за ребенком до 1,5 лет.

           Судом установлено, данными трудовой книжки подтверждено, что Сахабутдинова А.Р. с 01.09.1986 года по 01 июля 1988 года работала в должности методиста Дома пионеров Кушнаренковского района.

Данное обстоятельство подтверждается также справкой о заработной плате Сахабутдиновой А.Р. в периоды 1986-1988годы в Кушнаренковском Доме пионеров, а также справкой, выданной этим учреждением, что Сахабутдинова А.Р. действительно работала методистом и руководителем кружка в Доме пионеров в этот период.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года № 21 одновременно с введением Единой тарифной сетки по оплате труда для работников образовательных учреждений, должность «руководитель кружка» переименована в должность «педагог дополнительного образования».

Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, наименование должности «педагог дополнительного образования» и наименование учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников, Дом детского творчества» предусмотрены в разделе «наименование должностей» и «наименование учреждений» (п/п 2 п.15) - как должность и учреждение, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Аналогичным Списком, утвержденным Постановлением Правительства 29 октября 2002 года № 781, наименование должности «педагог дополнительного образования» предусмотрена в разделе «наименование должностей» как должность, работа в которой засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей: домах пионеров и школьников, детского творчества и иных учреждениях дополнительного образования детей.

Кроме того, в соответствии с п.п. 1-3 Перечня видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, являющихся приложением к Инструктивному письму Минобразования России № 12 от 24 марта 1997 года предусмотрены учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников, Дом детского творчества».

Анализируя квалификационные характеристики должностей «Руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» суд приходит к выводу об их тождественности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 июня 2004 года № 197-О указал, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, организаций, в которых он работал.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об осуществлении Сахабутдиновой А.Р. в оспариваемый период педагогической работы в муниципальном учреждении для детей. Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по мотиву отсутствия в Перечне наименования должности «руководитель кружка» порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение. Указанная позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П.

           При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Сахабутдинова А.Р. будучи методистом Кушнаренковского дома пионеров осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном учреждении для детей.

Согласно свидетельству о рождении серии IX-АP № 436045 от 25 августа 1992 года, у Сахабутдиновой А.Р. 2 августа 1992 года родилась дочь - Сахабутдинова А.Ф.

           До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

           Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.             

           Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

           Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным судом РФ в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

           В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста полутора лет) у Сахабутдиновой А.Р. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 12.10.1992 года по 15.08.1993 года (до достижения возраста ребенка полутора лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку пособие по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком предоставлялся ей в период до 6 октября 1992г., а именно с июня 1992г.

            С учетом включения спорных периодов истице в специальный стаж работы у нее имеется более 25 лет стажа педагогической работы. Сахабутдиновой А.Р. должна быть назначена пенсия с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 14.12.2011года, поэтому отказ ей в назначении пенсии незаконен.

            Из изложенного суд находит решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ за № 12 от 23 декабря 2011 года в части не включения в специальный стаж Сахабутдиновой А.Р. периодов работы методистом и руководителем кружка Дома пионеров Кушнаренковского района, нахождения на курсах повышения квалификации, периода ухода за ребенком и об отказе в назначении ей пенсии с момента ее обращения - незаконным.

           Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковые требования Сахабутдиновой А.Р. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.

           Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ за № 12 от 23 декабря 2011 года в части не включения в специальный стаж Сахабутдиновой А.Р. периодов работы методистом и руководителем кружка Дома пионеров Кушнаренковского района, нахождения на курсах повышения квалификации, периода ухода за ребенком.

           Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ включить в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Сахабутдиновой А.Р. периоды: с 01..09.1986 по 01.08.1988 года, с 12.10.1992 по 15.08.1993 года.

          Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Кушнаренковском районе РБ назначить Сахабутдиновой А.Р. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в Управления Пенсионного фонда - с 14 декабря 2011 года.

           Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца.             

                            Судья                                                           Р.Х. Абейдуллин