Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Кусинский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Мурзиной Н.И.,
При секретаре ФИО5,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о восстановлении срока для обращения с заявлением для получения накопительной части пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3, ФИО6 в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратились в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее - УПФ) о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении накопительной части пенсии умершего.
В обоснование своих требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец, ФИО2. На момент смерти он с матерью официально находился в разводе. В течение установленного законом шестимесячного срока они не обратились в УПФ с заявлением о выплате им как наследникам застрахованного лица пенсионных накоплений, так как они об этом не знали в силу своего несовершеннолетнего возраста и юридической неграмотности. Причину эту считают для себя уважительной.
Просят суд признать причину пропуска срока уважительной и восстановить им срок для обращения с заявлением в УПФ РФ в <адрес> о выплате пенсионных накоплений умершего ДД.ММ.ГГГГ их отца, ФИО2 (л.д.2-3).
В судебном заседании законный представитель истцов ФИО6 исковые требования поддержала в полном объёме. Пояснила, что на момент смерти ФИО2 она с ним не проживала, у него была другая семья, жил он в <адрес>, однако с детьми общался, помогал им. О том, что её дети имеют право на получение накопительной части пенсии отца, не знала до июля 2010 года. В ноябре 2007 года она обращалась в УПФ с заявлением о назначении дочерям пенсии по потере кормильца. Пенсия была назначена, однако о праве детей на накопительную часть пенсии отца ей там не говорили. Сами дети в силу несовершеннолетнего возраста вообще не могли реализовать это право. Совершенно случайно она узнала, что её дети могут обратиться в УПФ с заявлением о получении пенсионных накоплений отца, причитающихся им как наследникам первой очереди, однако когда она от имени детей туда обратилась, ей в принятии заявления отказали по причине пропуска срока обращения. Считает, что несовершеннолетние дети не должны страдать, что кто-то по каким-либо причинам нарушил их право на получение наследства в виде накопительной части пенсии. Считает данные причины уважительными для восстановления срока для обращения в УПФ РФ с заявлением о получении указанных пенсионных накоплений.
Пояснила, что на накопительную часть пенсии умершего ФИО2 как наследники первой очереди так же могут претендовать его сын от второго брака Вася, которому сейчас лет 8-9, и мать ФИО2 - ФИО3, которая живёт в <адрес>. Их права признаёт. Иск опекуна Васи на восстановление ему срока для обращения в УПФ для получения причитающейся ему части накопительной пенсии также признаёт.
Привлечённая судом в качестве третьего лица опекун сына умершего - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, поскольку проживает в <адрес> и из-за дальности расстояния и финансовых трудностей приехать в суд не может (л.д.36).
Будучи допрошенной Сузунским районным судом <адрес> в порядке судебного поручения в качестве третьего лица, ФИО7 показала, что против исковых требований истцов не возражает, признаёт за ними право наследников первой очереди.
ФИО7 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась к суду с самостоятельным исковым требованием о восстановлении срока для обращения в территориальные органы УПФ РФ с заявлением о получении накопительной части пенсии опекаемому ею ФИО1, право которого на получение пенсионных накоплений умершего отца, ФИО2, также было нарушено. Никто не доводил до их сведения, что ребёнок имеет такое право (л.д.26-28, 36).
Привлечённая судом в качестве третьего лица мать умершего - ФИО3 в суд не явилась, о времени и месте слушания дела извещена в установленном законом порядке. В направленном в адрес суда заявлении не высказала возражений против исковых требований истцов. Пояснила, что сама в органы УПФ с заявлением о получении накопительной части пенсии умершего сына не обращалась. Пояснила, что свою долю наследства желает передать внуку, ФИО1 Просит рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.23).
Представитель ответчика - ГУ УПФ в <адрес> ФИО8 исковые требования не признала, указав, что согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица у ФИО2 на дату смерти - ДД.ММ.ГГГГ - имелись средства пенсионных накоплений, однако шестимесячный срок для обращения правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений истёк.
Указанный срок может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок, если суд признает уважительной причину его пропуска.
Считает, что в судебном заседании основания для восстановления срока для обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного ФИО2, не установлены.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии с п.12 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчёта размера этой части указанной пенсии с учётом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п.16 ст. 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счёта, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» № 111-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данное положение также содержится в п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).
Установленный законом срок для обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ после смерти ФИО2 о выплате средств пенсионных накоплений истёк ДД.ММ.ГГГГ.
Суд признаёт, что причинами пропуска срока для обращения с заявлением в территориальный орган ПФР о получении средств пенсионных накоплений умершего ФИО2 явилось несовершеннолетие наследников, в связи с чем они не знали и не могли знать в силу своего возраста своих прав на получение накопительной части пенсии своего умершего отца, а их опекуны в силу своей юридической неграмотности данными правами не интересовались. Однако суд считает, что неправомерные действия опекунов в данной ситуации не могут ущемлять законных прав и интересов несовершеннолетних истцов и лишать их законного права на получение пенсионных накоплений умершего отца.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истцам, которые на момент смерти ФИО2 были все несовершеннолетними, а двое из них, ФИО1 и ФИО1 являются несовершеннолетними и на день рассмотрения иска (12 и 8 лет), в территориальных органах УПФ РФ назначались пенсии по потере кормильца, однако при этом не было разъяснено право на получение пенсионных накоплений умершего, в связи с чем они не смогли им вовремя воспользоваться.
Суд считает, что в указанной ситуации причины пропуска обращения истца ФИО3, в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО1 истцов ФИО6, ФИО7 в УПФ РФ с заявлением о получении пенсионных накоплений умершего ФИО2 следует признать уважительными.
При указанных обстоятельствах исковые требования о восстановлении указанного срока подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить ФИО3, ФИО4, ФИО1 срок для обращения в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о получении накопительной части пенсии их отца, ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Россия.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись (Н.И.Мурзина)
Копия верна.
Судья: (Н.И.Мурзина)