Дело № 2-8/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА г.Куса
Кусинский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Нихороших Н.В.,
при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петухова В.В. к Управлению социальной защиты населения Кусинского района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, о возмещении вреда, причиненного здоровью и взыскании недополученных сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Петухов В.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Кусинского района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, о возмещении вреда, причиненного здоровью и взыскании недополученных сумм.
В обоснование своих требований указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, был подвержен воздействию радиации в связи с чем с ДАТА по заключению МСЭ ему установлена инвалидность 2 группы в связи с заболеванием, полученным вследствие работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДАТА им было получено соответствующее удостоверение. В соответствие с ч.1 ст.3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам РФ гарантируется установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки. Данным Законом предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому с ДАТА в статусе инвалида-чернобыльца он состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Кусинского района и получает данную компенсацию на сегодняшний день в размере <данные изъяты> руб. До указанного периода он состоял на учете как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не ставший инвалидом, так как имел группу инвалидности по общему заболеванию не связанному с работой на ЧАЭС. Согласно указанному выше Закону в настоящее время размеры выплат гражданам ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции. Он считает, что Управление социальной защиты населения провели индексацию указанных выплат не в полном объеме как того требует законодательство и поэтому были нарушены его права на возмещение вреда здоровью. Управление социальной защиты населения нарушая требования законодательства РФ о социальной защите граждан пострадавших от радиации, не учитывая обязательные для всех судебные акты Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ неверно произвело индексацию указанных выплат только в соответствии с уровнем инфляции за 2002-2010 гг., в то время как с 2002 года по 2004 год необходимо было произвести индексацию из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Такое положение привело к ущемлению его прав и к обесцениванию сумм возмещения вреда, то есть он, находясь в равном статусе с другими гражданами, пострадавшими от радиации, в равном положении по потере здоровья, с одинаковой группой инвалидности на момент назначения ему указанных выплат, имел равные с ними права и соответственно имел право на сумму возмещения вреда здоровью с учетом положения индексации в размере <данные изъяты> руб. Считает, что выплачиваемая ему компенсация в возмещение вреда здоровью подлежала следующей индексации:
с ДАТА: 2500х1,848= <данные изъяты> руб.
с ДАТА: 4620х 1,146 = <данные изъяты> руб.
с ДАТА: 5294,52х1,113 = <данные изъяты> руб.
с ДАТА: 5892,80х1,1= <данные изъяты> руб.
с ДАТА: 6541,01х1,09 = <данные изъяты> руб.
с ДАТА: 7129,70х1,08 = <данные изъяты> руб.
с ДАТА: 7700,07 х 1,105 = <данные изъяты> руб.
с ДАТА : 8508,58 х 1,13 = <данные изъяты> руб.
с ДАТА : 9614,70х1,1 = <данные изъяты> руб.
В результате его ограничения права на законную индексацию за период с ДАТА по ДАТА образовалась следующая задолженность:
За май 2010 г.: <данные изъяты>.
За июнь-ноябрь 2010 г. <данные изъяты>.
Таким образом, сумма задолженности за период с 31 мая по ДАТА составляет <данные изъяты>.).
Просит обязать Управление социальной защиты населения Кусинского района Челябинской области выплачивать ему <данные изъяты> руб. в возмещение вреда, причиненного здоровью с ДАТА ежемесячно за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в порядке предусмотренном законодательством РФ. Взыскать с Управления социальной защиты населения Кусинского района Челябинской области за счет средств федерального бюджета единовременно в пользу него недополученные суммы в возмещение вреда за период с ДАТА по ДАТА в сумме <данные изъяты>.
Истец Петухов В.В. в судебное заседание не явился, о времени, месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Дунаевой О.Б. (л.д.47-54 ).
Представитель истца Дунаева О.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, пояснив, что каких либо требований к Главному Управлению Федерального казначейства не имеется.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Кусинского муниципального района Варганов К.С. исковые требования не признал, пояснив, что Федеральным законом от 12.01.2001 г. № 5 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС был установлен новый механизм индексации, выплачиваемых в возмещение вреда сумм и иных социальных выплат - ежегодно пропорционально росту ВПМ в целом по Российской Федерации. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П новый порядок индексации признан противоречащим конституционным, принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Учитывая данное конституционно-правовое толкование суды самостоятельно до внесения изменений в действующее законодательство принимали решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Так как, законодательно закрепленный механизм индексации сумм денежных компенсаций в возмещение вреда фактически не мог быть реализован, органы социальной защиты населения не правомочны были в централизованном порядке производить повышение денежных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», до внесения соответствующих изменений в федеральные нормативно правовые акты. Федеральным Законом от 26 апреля 2004 года, № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен новый механизм (порядок) повышения в дальнейшем денежных выплат в возмещение вреда, предусмотренных Чернобыльским законом. Ч.3 ст.5 Закона изложена в новой редакции, а именно: « Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Кроме того, п.2 «Правил индексации в 2004 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, предусмотрен особый порядок индексации сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данные денежные выплаты индексируются с 01 июня 2004 года с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год». В настоящее время повышение (индексация) денежных выплат производится в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, предусмотренных в постановлениях Правительства Российской Федерации. Органами социальной защиты населения проведена централизованная ежегодная индексация (повышение) денежных выплат, гарантированных Чернобыльским законом по 2010 год включительно. Ежемесячные выплаты в возмещение вреда, получаемые истцом соответствуют действующему законодательству, регулирующему повышение (индексацию) денежных выплат, предусмотренных Чернобыльским законом.
Представитель ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени, месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.52,53).
Суд заслушав представителя истца, исследовав и оценив все представленные доказательства находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено: Петухов В.В. является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, связанным с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получателем ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДАТА в твердой денежной сумме в размере <данные изъяты> ( л.д.17-19, 34-37).
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения и часть 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
Согласно части 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в следующих размерах: инвалидам 1 группы - 5 000 рублей; инвалидам 2 группы - 2 500 рублей; инвалидам 3 группы - 1000рублей.
Суд считает необоснованным ссылки истца и его представителя на часть 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) и Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, которым признано, что взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
При этом суд отмечает, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, которым предусмотрено право судов принимать решения об индексации соответствующих сумм исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер. О чем непосредственно указано в пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, согласно которому "впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации".
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 847, от 07.05.2005 г. N 292, от 25.04.2006 г. N 246, от 03.03.2007 № 143, от 21.03.2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. N 914( с учетом изменений, внесенных в него Постановлениями Правительства РФ от 17.03.2008г. № 181, от 03.09.2008 г. № 655, от 24.12.2008 г. № 992) от 16.12.2009 г. № 1024 установлены ежегодные коэффициенты индексации, а также конкретные размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так как на момент обращения Петухова В.В. ДАТА с настоящим иском законодателем уже установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, то применение ранее действовавшего порядка индексации невозможно, независимо от того, когда у гражданина наступила инвалидность
Поскольку Управлением социальной защиты населения Кусинского района размеры денежной компенсации определены Петухову В.В. с учетом вышеприведенных постановлений ( л.д.35-37), у суда нет оснований для индексации назначенных истцу в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пропорционально изменению прожиточного минимума в Челябинской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Петухова В.В. к Управлению социальной защиты населения Кусинского района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, о возмещении вреда, причиненного здоровью и взыскании недополученных сумм отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд челябинской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Нихороших.