Дело № 2-439/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА г.Куса Кусинский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Н.В., при секретаре Симоновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кусинского района в интересах Поликарповой Ю.С. к администрации Кусинского муниципального района, Министерству финансов Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об обязывании предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кусинского района обратился в суд с иском в интересах Поликарповой Ю.С. к администрации Кусинского муниципального района об обязывании предоставить Поликарповой Ю.С. до ДАТА жилое помещение не ниже установленных социальных норм. В обоснование своих требований указал, что Поликарпова Ю.С. состоит на регистрационном учете на получение жилья, в связи с имеющимся статусом, относящегося к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего закрепленного за ней жилого помещения. В июне 2011 года Поликарпова Ю.С.окончила обучение в ГОУ НПО ПУ-36 п.Магнитка.. <данные изъяты> В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Гагарина Н.В. исковые требования о возложении обязанности на администрацию Кусинского муниципального района предоставить жилое помещение Поликарповой Ю.С. поддержала, по основаниям, изложенным выше. Поликарпова Ю.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки лично, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, не сообщила суду об уважительных причинах неявки ( л.д. 40). Представитель ответчика - администрации Кусинского муниципального района Ботова Н.О., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время органом местного самоуправления приобретаются жилые помещения для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Челябинской области. Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области ( л.д. 2). Представитель ответчика - Министерства финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.34). Согласно письменному отзыву, Министерство финансов Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Уполномоченным органом, осуществляющим организацию деятельности по обеспечению детей-сирот жильем, является Министерство социальных отношений Челябинской области. Законом Челябинской области от 26.11.2009 г. № 510-ЗО «Об областном бюджете на 2010 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 150545,52 руб. в виде субвенций муниципальным образованиям, в том числе Кусинскому муниципальному району 1 643,5 тыс. руб. Законом Челябинской области от 30.11.2010 г. № 19-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 212210,74 руб. в виде субвенций муниципальным образованиям, в том числе Кусинскому муниципальному району 8500,13 тыс. руб.(л.д.18, 34, 35). Представитель ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.38,39,44). Из письменного отзыва следует, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. Полномочия по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления на основании п. 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. №442 -ЗО. На основании Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 г. № 273, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Кусинскому муниципальному району ежегодно выделяется субвенция из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий. В 2011 году Кусинскому муниципальному району в областном бюджете предусмотрено 8500,13 тыс.рублей (л.д. 41-42). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения Кусинского муниципального района Хабалкина Ю.О. в судебном заседании указала, что исковые требования подлежат удовлетворению, Поликарпова Ю.С. нуждается в жилом помещении, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 36,37). Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, считает исковые требования прокурора Кусинского района о возложении обязанности на администрацию Кусинского муниципального района предоставить жилое помещение Поликарповой Ю.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Поликарпова Ю.С., ДАТА года рождения относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением Главы Кусинского района НОМЕР от ДАТА поставлена на регистрационный учет на получения жилья вне очереди ( л.д.10, 45,46 ), закрепленного за ней жилого помещения не имеет, жилого помещения в собственности также не имеет ( л.д.15, 45). ДАТА Поликарпова Ю.С. окончила ГОУ НПО « Профессиональное училище №36» ( л.д. 9). Согласно ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 ФЗ Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В статье 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приёмных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области. В соответствии с п.5 ст.З Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N442-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 марта 2007 г.), органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также и учреждениях всех видов профессионального образования, жилой площадью в установленном законодательством порядке. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года № 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, Учитывая изложенное, администрация Кусинского муниципального района обязана предоставить вне очереди Поликарповой Ю.С. жилое помещение за счет средств субвенции социальных выплат из бюджета Челябинской области. Поликарпова Ю.С. была выявлена, поставлена на учет, как оставшаяся без попечения родителей в г. Кусе, Челябинской области, окончила профессиональное училище. Срок, указанный в заявлении для предоставления жилого помещения, до ДАТА, является реальным. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об обязывании предоставить жилое помещение Поликарповой Ю.С. следует отказать. Предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам ( ст. 15 ЖК РФ), быть общей площадью не менее нормы предоставления в Кусинском городском поселении - 12 кв.м., установленной решением Совета депутатов Кусинского городского поселения от ДАТА ( л.д. 46), ( ст. 57 ч.5 ЖК РФ), быть благоустроенным. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Кусинского района действующего в интересах Поликарповой Ю.С. удовлетворить. Обязать администрацию Кусинского муниципального района в срок до ДАТА предоставить Поликарповой Ю.С. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормам, общей площадью не менее 12 кв.м., установленной нормы предоставления в Кусинском городском поселении, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об обязывании предоставить Поликарповой Ю.С. жилое помещение, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: Н.В.Андреева
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа
жилыми помещениями по договору социального найма. В соответствии с вышеназванным Порядком обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение, обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договору социального найма - сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно и по месту выявления и первичного устройства.Жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.