Дело № 2-401/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА г.Куса Кусинский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Нихороших Н.В., при секретаре Устюговой О.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах Каратаевой Т.А. к Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области об обязывании предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кусинского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Каратаевой Т.А. к Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области об обязывании предоставить Каратаевой Т.А. жилое помещение не ниже установленных социальных норм до 1 декабря 2011 года. В обоснование своих требований указал, что Каратаева Т.А. состоит на регистрационном учете на получение жилья, в связи с имеющимся статусом, относящимся к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющей закрепленного за ней жилого помещения. В июне 2011 г. Каратаева Т.А. окончила обучение в ГОУ СПО Златоустовский педагогический колледж. В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Семёнов Д.А. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным выше. Каратаева Т.А. исковые требования прокурора просила удовлетворить, суду пояснила, что является сиротой, собственного жилья не имеет, состоит на учете в администрации Кусинского района на внеочередное получение жилья. Представитель ответчика Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области, своевременно и надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании ДАТА представитель ответчика Лукъянова Т.М., соглашаясь с исковыми требованиями, пояснила суду, что финансовой возможности предоставить жилье Каратаевой Т.А. Администрация Кусинского муниципального района не имеет ( л.д.33). Представители Министерства финансов в Челябинской области, и Министерства социальных отношений Челябинской области, привлеченные по делу в качестве соответчиков, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд письменные отзывы и просили рассмотреть дело в их отсутствие с направлением копий решения суда в их адрес (л.д. 22-26). Из письменного отзыва Министерства социальных отношений в Челябинской области следует, что в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении…. Обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 г. № 273 утвержден «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма. Согласно чему дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Городским округам и муниципальным районам Челябинской области ежегодно выделяются субвенции из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий на 2011 год в соответствии с Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 года № 19-ЗО « Об областном бюджете на 2011 год» ( л.д.22-23). Согласно письменному отзыву Министерства финансов Челябинской области следует, что в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Челябинской области от 25.10.2007 г. № 212-ЗО « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. Приобретение жилых помещений для детей сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Законом Челябинской области от 26.11.2009 г. № 510-ЗО «Об областном бюджете на 2010 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 150545,52 руб. в виде субвенций муниципальным образованиям, в том числе Кусинскому муниципальному району 1 643,5 тыс. руб. Законом Челябинской области от 30.11.2010 г. № 19-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 212210,74 руб. в виде субвенций муниципальным образованиям, в том числе Кусинскому муниципальному району 8500,13 тыс. руб. ( л.д. 25). Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения Кусинского муниципального района, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве направленном в суд, просил требования прокурора удовлетворить ( л.д.21). В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся ответчиков, третьего лица. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Каратаева Т.А., ДАТА года рождения относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет на получение жилья во внеочередной список ДАТА на основании распоряжения Глав Администрации Кусинского района Челябинской области от ДАТА НОМЕР ( л.д. 7,9), закрепленного за ней жилого помещения не имеет, собственником недвижимого имущества не является, что подтверждается сведениями ОГУП «Обл.ЦТИ» и уведомлением из Управления Росреестра по Челябинской области (л.д.13,16). Зарегистрирована с ДАТА по адресу АДРЕС (л.д.7,17). ДАТА Каратаева Т.А. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Златоустовский педагогический колледж и получила диплом (л.д.8), до настоящего времени жилье не получила. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 ФЗ Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» от 25.10.2007 года № 212-ЗО, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области. Из чего следует, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, имеют право на внеочередное предоставление им жилья по основаниям, предусмотренным указанным выше законом, а также Согласно ст. 57 ч.2 ЖК РФ, только при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью до достижения ими предельного возраста-23 лет. В то же время достижение лицом 23 летнего возраста, вставшим (постановленным) на учет до указанного возраста, не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. Учитывая, что Каратаева Т.А., относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья с ДАТА (л.д.9), и до настоящего времени жилье ей предоставлено не было, Администрация Кусинского муниципального района Челябинской области обязана предоставить вне очереди Каратаевой Т.А. жилое помещение за счет средств субвенции социальных выплат из бюджета Челябинской области. Каратаева Т.А. была выявлена и поставлена на учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей в г. Куса, Челябинской области. Доводы ответчика об отсутствии финансовых средств, для приобретения жилья Каратаевой Т.А., не являются основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них полномочий. В соответствии с ч. 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственнымиполномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года № 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, Предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ), быть общей площадью не менее нормы предоставления в Кусинском городском поселении (ст. 57 ч.5 ЖК РФ), быть благоустроенным. Удовлетворяя требования истца о предоставлении Каратаевой Т.А. жилого помещения, суд считает, что указанный в исковом заявлении срок до 01 декабря 2011 года является не достаточным для реального исполнения решения суда, при этом суд учитывает, время судебного разбирательства, право сторон на кассационное обжалование, а так же время необходимое для проведения процедуры приобретения органами местного самоуправления жилья, регистрации права, заключения договора социального найма, и считает возможным обязать Администрацию Кусинского муниципального района Челябинской области предоставить Каратаевой Т.А. жилое помещение в срок до 01 марта 2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах Каратаевой Т.А. удовлетворить. Обязать Администрацию Кусинского муниципального района Челябинской области в срок до 01 марта 2012 года предоставить Каратаевой Т.А. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами, общей площадью не менее установленной нормы предоставления в Кусинском городском поселении Челябинской области, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение 10 дней, со дня составления решения в окончательной форме. Председательствующий Н.В.Нихороших
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа
жилыми помещениями по договору социального найма. В соответствии с вышеназванным Порядком обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение, обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договору социального найма - сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно и по месту выявления и первичного устройства.Жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.