Решение о восстановлении в очередь на жилье



Дело № 2-394/2011        

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДАТА                                                                 г. Куса      

           Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                 Леоновой Н.М.,

при секретаре                                              Кунакбаевой Л.Г.,

рассмотрев с участием истца Зубовой В.Ю., представителя ответчика Администрации Кусинского городского поселения Обвинцева А.А. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубовой В.Ю. к Администрации Кусинского городского поселения, Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

        Истец Зубова В.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Кусинского городского поселения Челябинской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 15 июня 1999г.

         К участию в деле в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечен соответчик - Администрация Кусинского муниципального района Челябинской области.

         В основании своих требований Зубова В.Ю. указала, что 15 июня 1999г. она обратилась в адрес Главы Кусинского муниципального района Челябинской области с заявлением об обмене занимаемых ею по договору социального найма жилого помещения двух неприватизированных смежных комнат общей площадью 29,5 кв.м. в общежитии, расположенном по адресу АДРЕС, на 2-х или 3-х комнатную квартиру. Данная просьба Зубовой В.Ю. была вызвана тем, что на тот момент у нее было двое разнополых детей-инвалидов: дочь ФИО4, ДАТА рождения, инвалид 1 группы с диагнозом «злокачественная опухоль крестца» и сын ФИО5, ДАТАг.р., инвалид 2 группы с диагнозом остиомиелит с отеком головного мозга.

         После этого Зубова В.Ю. неоднократно обращалась в Администрацию Кусинского муниципального района, где ей по возможности обещали осуществить обмен, в связи с чем Зубова В.Ю. полагала, что она была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но данных факт не проверяла.

         В 2007г. Зубова В.Ю. из ответа на ее очередное обращение выяснила, что на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она по заявлению от 15 июня 1999г. поставлена не была. Подав соответствующее заявление и необходимые документы Зубова В.Ю. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 3 декабря 2007г. Узнав о том, что получение жилья за счет средств федерального бюджета возможно только лицами, поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., а принятые на учет позже этой даты подлежат обеспечению жильем из числа строящегося муниципального жилья, считая, что по поданному ею 15 июня 1999г. заявлению должностные лица Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области были обязаны поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Зубова В.Ю. просила суд обязать Администрацию Кусинского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15 июня 1999г.

           В судебном заседании Зубова В.Ю. предъявленные исковые требования поддержала, просила восстановить ее в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15 июня 1999г. С этой целью Зубова В.Ю. просила установить факт ее обращения с заявлением о постановке ее и семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 15 июня 1999г., считая сущность этого заявления идентичной поданному заявлению об обмене жилых помещений и ссылаясь на ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей работниками Администрации Кусинского муниципального района, своевременно не указавших на недостатки в оформлении заявления и неполноту представленных документов.

           Представитель ответчика Администрации Кусинского городского поселения Обвинцев А.А. в судебном заседании предъявленные исковые требования не признал, поддержал письменный отзыв (л.д. 26), согласно которому считает предъявленные Зубовой В.Ю. требования необоснованными в связи с нарушением истцом установленного законом заявительного порядка для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Соответствующее заявление, оформленное в установленном законом порядке, поступило в адрес Администрации Кусинского городского поселения 3 декабря 2007г., и с этого дня Зубова В.Ю. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

           Представитель ответчика Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве предъявленные требования Зубовой В.Ю. Администрация Кусинского муниципального района Челябинской области не признала (л.д. 34), ссылаясь на то, что заявление о постановке Зубовой В.Ю. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с необходимыми документами ею 15 июня 1999г. не подавалось. Зубовой В.Ю. на рассмотрение жилищной комиссии был поставлен вопрос об обмене жилья, по которому принято решение по возможности произвести обмен. В связи с отсутствием средств для строительства муниципального жилья, такая возможность отсутствовала. В 2007г. была осуществлена передача полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий городским и сельским поселениям, в связи с чем Администрация Кусинского муниципального района не полномочна разрешать вопросы о признании Зубовой В.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет.

        Суд, исследовав доводы сторон, а также материалы дела, приходит к выводу о том, что предъявленные Зубовой В.Ю. требования являются необоснованными, соответствующими доказательствами не подтверждены и удовлетворению не подлежат.

        Порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий регламентирован нормами жилищного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

        Правоотношения, связанные с признанием граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановкой их на учет в качестве таковых после вступления в действие Жилищного кодекса РФ (после 1 марта 2005г.) регулируются положениями ст. 52-57 Жилищного кодекса РФ, а до указанной даты - нормами Постановления Совета Министров РСФСР № 335 от 31 июля 1984г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» (с изменениями, внесенными 2.08.1989г., 18.01.1992г., 23.07.1993г., 28.02.1996г.).

        В соответствии с п.п. 12-17 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. указанным Постановлением (а также положениями ст.ст. 29-31 Жилищного кодекса РСФСР), для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.

         Примерными правилами предусматривалось, что поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам (п. 13 Примерных правил)…, с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого заявление и материалы проверки подлежали рассмотрению жилищной комиссией с внесением предложений о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет. Принятие на учет осуществлялось органом местного самоуправления. Срок рассмотрения определялся равным одному месяцу со дня поступления заявления в соответствующий орган, о принятом решении предусмотрено письменное уведомление заявителя. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся в соответствии с п. 15 Примерных правил, по единому списку; принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - документ строгой отчетности по установленной форме. На каждого принятого на учет составлялось учетное дело, в котором содержались все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

         Согласно представленному истцом Зубовой В.Ю. заявлению (л.д. 11), она обращалась в Администрацию Кусинского муниципального района Челябинской области с заявлением об обмене двух комнат в общежитии на благоустроенное жилье, указывая в качестве оснований своих требований, на наличие у нее детей - инвалидов. Как видно из резолюции на заявлении, а также отражено в записи, внесенной в книгу регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - разрешался поставленный заявителем вопрос обмена жилых помещений, находящихся в пользовании Зубовой В.Ю. и членов ее семьи с согласия их собственника -Администрации Кусинского муниципального района, на иное благоустроенное жилое помещение.

           В основе доводов Зубовой В.Ю. лежит предполагаемая ею идентичность указанных юридически значимых действий, связанных с подачей заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и заявления об обмене жилых помещений.             Вместе с тем, это мнение истца не соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.

           Указанный выше порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является заявительным и подчиняется установленным Примерными правилами требованиям, как к содержанию поданного заявления, так и к прилагаемым к нему документам. Доказательств, свидетельствующих об обращении истца Зубовой В.Ю. в установленном порядке с определенным законом перечнем документов для включения в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом не представлено. Заявление не содержит указания на прилагаемые к нему документы, доводы истца о том, что данная обязанность была ею выполнена и все документы представлены, надлежащими доказательствами не подтверждены.

            Исходя из ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В этих обстоятельствах обращение в конкретную дату с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть подтверждено только копией соответствующего заявления с отметкой о его принятии компетентным органом. Требование об установлении юридического факта обращения с указанным заявлением, сформулированное в иске, не основано на законе.

           Сам по себе факт подачи заявления об обмене жилых помещений не является доказательством соблюдения истцом Зубовой В.Ю. порядка для постановки ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При толковании воли заявителя следует руководствоваться буквальным значением содержащихся в заявлении слов и выражений.

            Не изменяют характера спорных правоотношений и доводы Зубовой В.Ю. о ненадлежащем исполнении работниками органа местного самоуправления своих должностных обязанностей, выразившиеся в том, что ей не была своевременно разъяснена возможность подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

            Как видно из резолюции на представленном Зубовой В.Ю. заявлении, приобщенном к материалам дела истцом, обращение было разрешено 21 июня 1999г. в соответствии с заявленными требованиями. Доказательств обращений Зубовой В.Ю. к ответчикам в период 1999г. - 2006г. не представлено. Кроме того, получив письменные извещения о необходимости представить заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предусмотренные законодательством документы в 2007г. (л.д. 13, 15), Зубова В.Ю. выполнила необходимые действия, и была поставлена на учет согласно письму № 509 от 20 июня 2008г (л.д. 18). Предыдущие действия ответчиков по указанному вопросу с 1999г. Зубовой В.Ю. не оспаривались, хотя такой возможности она лишена не была.

            В этих обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предъявленные Зубовой В.Ю. исковые требования о восстановлении (постановке) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15 июня 1999г. удовлетворению не подлежат.

           Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                                РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований Зубовой В.Ю. к Администрации Кусинского городского поселения, Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 15 июня 1999г., отказать.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд в течение 10 дней.

         Председательствующий                                               Н.М. Леонова