Решение об отказе включения в подпрограмму `Улуччшение жилищных условий`



Дело № 2-348/2011                                       

Р Е Ш Е Н И Е

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА                                                                              г. Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Леоновой Н.М.,

при секретаре                               Кунакбаевой Л.Г.,

рассмотрев с участием представителей истцов Бородиной Р.А., представителя ответчика Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района Челябинской области Сидоровой Л.М. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Числовой С.Ю., Числова А.П. к Администрации Кусинского муниципального района, Управлению земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района Челябинской области о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации Кусинского муниципального района об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Кусинском муниципальном районе в 2011-2015г.г. и включении в список молодых семей-участников подпрограммы,

                                                         УСТАНОВИЛ:

        Истцы Числова С.Ю., Числов А.П. обратились в суд с иском к Администрации Кусинского муниципального района о признании права на дальнейшее участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Кусинском муниципальном районе в 2011-2015г.г., утв. Постановлением Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области № 95 от 11 февраля 2011г.

         Неоднократно уточняя предъявленные исковые требования (л.д. 4-7, 65-66, 85-86), Числова С.Ю. и Числов А.П. просили суд признать незаконным отказ Администрации Кусинского муниципального района № 2946 от 14 октября 2011г. в участии в подпрограмме по документам, представленным ДАТА, признать незаконным решение жилищной комиссии, изложенное в протоколе НОМЕР от ДАТА, обязать ответчиков включить истцов в список молодых семей - участников подпрограммы с даты подачи заявления и документов - ДАТА

         В основании предъявленных требований Числова С.Ю. и Числов А.П. указали, что не оспаривая ранее состоявшихся отказов органа местного самоуправления, истцы ДАТА вновь обратились с заявлением, в котором просили признать их право на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Кусинском муниципальном районе в 2011-2015г.г. и включении в список молодых семей- претендентов на участие в подпрограмме.

        Решением жилищной комиссии Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области от ДАТА, изложенным в протоколе НОМЕР, доведенным до сведения истцов извещением НОМЕР от ДАТА, в удовлетворении требований заявителей было отказано. Отказ мотивирован превышением учетной нормы площади на одного человека (12 кв.м. в Кусинском городском поселении) и отсутствием оснований для признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, поскольку из представленных документов следует, что общая площадь жилого дома по адресу АДРЕС, в котором проживают истцы в составе семьи из 4 человек, составляет 77,5 кв.м. С этими доводами истцы не согласились, поскольку согласно экспликации технического паспорта указанного жилого дома следует, что 77,5 кв.м. - площадь дома с учетом холодных помещений, а общая площадь жилого помещения, которая по мнению истцов подлежит учету при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий составляет 46,9 кв.м., что не превышает установленную норму для семьи из 4 человек.

       Представитель ответчика Администрации Кусинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 61).

       Представитель ответчика Управление земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района Сидорова Л.М. предъявленные исковые требования не признала, считала иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что в соответствии с утвержденной постановлением Администрации Кусинского муниципального района НОМЕР от ДАТА подпрограммой, признание молодой семьи участником подпрограммы осуществляется решением жилищной комиссии при Администрации Кусинского муниципального района на основании представленных документов. Согласно условиям подпрограммы, ее участником может быть молодая семья, соответствующая перечисленным в ней требованиям, которая признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ, т.е. обеспеченная общей площадью менее учетной нормы. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. По копиям правоустанавливающих документов общая площадь дома указана как 49,6 кв.м. Согласно техническому паспорту жилого дома по адресу АДРЕС, общая площадь определена равной 77,5 кв.м. на семью из 4 человек, что превышает учетную норму, установленную в Кусинском городском поселении 12 кв.м. / 1 чел. Придя к выводу о том, что представленные документы не подтверждают право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия приняла оспариваемое истцами решение. Вопрос о полноте представленных документов не разрешался, поскольку было выявлено несоответствие молодой семьи обязательным требованиям участия в подпрограмме, исключающее возможность удовлетворения заявления.

       Суд, исследовав материалы дела, доводы сторон, заключение специалиста, приходит к следующему.

        Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе и путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

        Постановлением Администрации Кусинского муниципального района Челябинской области № 95 от 11 февраля 2011г. утверждена районная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Кусинском муниципальном районе в 2011-2015 годы.

         Подпрограммой районной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Кусинском муниципальном районе в 2011-2015 годы является подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

         Согласно п. 3 подпрограммы, участником подпрограммы может быть молодая семья, отвечающая следующим требованиям - возраст супругов не превышает 35 лет (либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет и одного и более детей), нуждающаяся в улучшении жилищных условий и признанная таковой в соответствии с требованиями настоящей подпрограммы жилищной комиссией Администрации Кусинского муниципального района.

         Применительно к подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимается молодая семья, признанная комиссией нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

           Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются … члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

          Учетная норма жилой площади в Кусинском городском поселении установлена Постановлением № 37 от 29 июня 2010г. равной 12 кв.м. на человека (л.д. 151).

           В силу ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

          Молодая семья Числовой С.Ю. и Числова А.П. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу АДРЕС, принадлежащем на праве собственности матери Числовой С.Ю. - ФИО6, в составе семьи из 4 человек (л.д. 47). В правоустанавливающих документах - свидетельстве о праве на наследство по закону от ДАТА, договоре дарения от ДАТА, договоре дарения от ДАТА, договоре купли-продажи от ДАТА, которыми право собственности на домовладение ФИО6 приобреталось в 1/4 доле по каждой из сделок, указаны данные об общей полезной площади жилого дома - 49,6 кв.м. и жилой площади - 38,6 кв.м.

          Аналогичные данные приведены в справке ОГУП «Обл. ЦТИ по Челябинской области» (л.д. 31) с указанием о том, что данные площади учтены по результатам инвентаризации на ДАТА

         

          ДАТА на жилой дом по указанному адресу оформлен технический паспорт ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», на основании которого ДАТА выдана справка о площадях с указанием общей площади жилого помещения - 46,9 кв.м., в том числе жилой площади - 34, 8 кв.м., площади дома с учетом холодных помещений - 77,5 кв.м. (л.д. 95).

              В судебном заседании по заключению специалиста ФИО7 установлено, что ею производился осмотр жилого дома и были выполнены необходимые замеры, произведен расчет площадей. При подсчете общей площади жилого помещения не были приняты площади неотапливаемых помещений - веранды и выполненного из досок холодного пристроя, а также неотапливаемого помещения под № 1 в цокольном этаже, равно как эти помещения не учитывались и при оформлении технического паспорта дома в 1983г. Общая площадь жилого помещения определена равной 46,9 кв.м. Изменения в размере общей жилой площади в сравнении с данными 1983г. связаны с применением иных средств измерения: ранее замеры производились с помощью тесьмяной рулетки, в настоящее время при замерах использованы электронные приборы, обеспечивающие возможность точных измерений. Кроме того, в доме в сравнении с данными 1983г. был произведен ремонт - произведена отделка помещений с помощью гипсокартона, что исходя из технологии, предусматривает возможность уменьшения площади помещения. Реконструкции жилого дома не производились.

         В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ № 921 от 4 декабря 2000г. «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

          Порядок заполнения технического паспорта определен Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 244 от 17 августа 2006г. Согласно п. 8 данного Порядка, в экспликации к поэтажному плану производится описание помещений, комнат и расчет площадей. Аналогично порядок подсчета площадей помещений в экспликации предусмотрен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ № 37 от 4 августа 1998г. Представленное ответчиком информационное письмо ОГУП «Обл. ЦТИ по Челябинской области» НОМЕР от ДАТА (л.д. 101-102) является частным актом толкования и не может подменять собой нормативное регулирование.

         В экспликации к поэтажному плану технического паспорта жилого дома от ДАТА в графе 7 приведен показатель «общая площадь жилого помещения», равный 46,9 кв.м. При разрешении вопроса о нуждаемости граждан в жилом помещении по договорам социального найма, по правилам ч. 5 ст. 15 и ст. 51 Жилищного кодекса РФ законодатель исходит не из общей площади всего здания, а применяет аналогичный термин - «общая площадь жилого помещения». Поэтому при рассмотрении заявления Числовой С.Ю. и Числова А.П. жилищной комиссией и определении их нуждаемости в жилье подлежала учету общая площадь жилого помещения равная 46,9 кв.м., определенная согласно данным последней по времени технической инвентаризации компетентным органом технического учета. Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 человека у Числова С.Ю., Числова А.П. не превышает учетной нормы, установленной в Кусинском городском поселении (46,9 кв.м. : 4 =11.725 кв.м., что менее учетной нормы 12 кв.м.).

В этих обстоятельствах изложенный в протоколе жилищной комиссии Администрации Кусинского муниципального района НОМЕР от ДАТА отказ в признании молодой семьи Числовой С.Ю. и Числова А.П. нуждающимися в улучшении жилищных условий исходя из несоответствия п/п. 3 п. 3 подпрограммы, является незаконным.

         Разрешая исковые требования истцов о признании незаконным отказа Администрации Кусинского муниципального района № 2946 от 14 октября 2011г. в участии Числовых С.Ю. и А.П. в подпрограмме по документам, представленным ДАТА, суд учитывает, что таковое решение Администрацией Кусинского муниципального района не принималось. Согласно п. 24, п/п. 3 п. 3 подпрограммы, решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы, выносится жилищной комиссией Администрации Кусинского муниципального района, состав которой утвержден постановлением № 403 от 18 мая 2010г. (л.д. 110). Это решение нашло отражение в указанном выше протоколе (л.д. 157-158). Письмо № 2946 от 14 октября 2011г. (л.д. 152-153) носит характер извещения о состоявшемся решении жилищной комиссии и не может быть предметом самостоятельного обжалования.

         В ходе судебного заседания по делу, исходя из объяснений представителя ответчика установлено, что придя к выводу о достаточной обеспеченности Числовой С.Ю. и Числова А.П. жилой площадью и отсутствии оснований для признании их нуждающимися, жилищной комиссией было вынесено указанное выше решение и представленные истцами документы на предмет полноты и соответствия предусмотренному п. 22 подпрограммы перечню не проверялись. Данный факт не оспаривался и представителем истцов, признавшей, что справки в соответствии с п/п. 12 п. 22 подпрограммы ею не представлялась. Требования о признании Числова С.Ю. и Числовой А.П. нуждающимися в улучшении жилищных условий не заявлялись. Включение истцов в список молодых семей- участников подпрограммы может быть осуществлено только после разрешения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы, что требует оценки полноты представленных Числовыми С.Ю. и А.П. документов и подлежит установлению жилищной комиссией. Учитывая изложенное, данные исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.

          Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

          Признать решение жилищной комиссии Администрации Кусинского муниципального района об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» районной целевой программы «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Кусинском муниципальном районе в 2011-2015г.г. молодой семьи Числовой С.Ю., Числова А.П., изложенное в протоколе заседания жилищной комиссии НОМЕР от ДАТА незаконным; в удовлетворении остальных исковых требований отказать.

               Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд Челябинской области в течении 10 дней.

               Председательствующий                                                Н.М. Леонова